По независящим от редакции обстоятельствам в период действия ограничительных мер, введенных в связи с пандемией коронавируса, выпуск журнала Secreta Artis № 1 (09) 2020 был выслан подписчикам в июне 2020 года. Secreta Artis № 2 (10) 2020 будет выслан подписчикам в сентябре, Secreta Artis № 3 (11) 2020 - в ноябре текущего года.
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
EDITORIAL BOARD
Андрияка С. Н.
народный художник РФ, академик Российской академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, заведующий кафедрой рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки,
главный редактор
Белюкин Д. А.
народный художник РФ, академик Российской академии художеств, профессор кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Беседнова Н. В.
заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Ванеян С. С.
доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, протоиерей
Волокитина О. В.
заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Желваков В. Ю.
народный художник РФ, академик Российской академии художеств, профессор кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Иванова И. Ю.
кандидат искусствоведения, заместитель декана факультета изобразительного искусства, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Курбатова Н. В.
кандидат педагогических наук, первый проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, декан факультета дополнительного образования Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, председатель Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» города Москвы
Овчинников А. Н.
заслуженный деятель искусств РФ, почетный член Российской академии художеств, художник-реставратор высшей квалификации мастерской реставрации темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря
Степанова С. С.
доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи
Третьякова Н. Е.
кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при РАХ, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Трощинская А. В.
доктор искусствоведения, главный хранитель Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова
Фомичева Д. В.
член-корреспондент Российской академии художеств, проректор по научной работе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки,
первый заместитель главного редактора
Хлебников Г. В.
кандидат философских наук, заведующий отделом философии Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук
Хромов О. Р.
Академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор кафедры церковного искусства Московской духовной академии Русской Православной Церкви (Сергиев Посад)
Editor-in-Chief
Sergey Andriaka
People’s Artist of the Russian Federation
Full Member, Russian Academy of Arts
Rector, Sergey Andriaka Academy
of Watercolor and Fine Arts,
Head, Department of Drawing, Painting,
Composition and Fine Arts,
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Dmitry Belyukin
People’s Artist of the Russian Federation
Full Member, Russian Academy of Arts
Professor, Department of Drawing, Painting, Composition and Fine Arts, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Natalia Besednova
Honored Artist of the Russian Federation
Corresponding Member, Russian Academy of Arts,
Associate Professor, Department of Drawing,
Painting, Composition and Fine Arts,
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Stepan Vaneyan
Doctor of Art Criticism
Professor, Department of General Art History, Faculty of History,
Moscow Lomonosov State University, Archpriest
Olga Volokitina
Honored Artist of the Russian Federation
Corresponding Member, Russian Academy of Arts,
Associate Professor, Department of Drawing,
Painting, Composition and Fine Arts,
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Vyacheslav Zhelvakov
People’s Artist of the Russian Federation
Full Member, Russian Academy of Arts
Professor, Department of Drawing, Painting,
Composition and Fine Arts,
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Irina Ivanova
Candidate of Art Criticism, Head, Department of Humanities, Social Sciences and Economics, Vice Dean, Faculty of Visual Art, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Natalia Kurbatova
Candidate of Pedagogical Sciences
First Provost, Sergey Andriaka Academy of Watercolor
and Fine Arts, Dean, Further Education Faculty,
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Chairwoman, Association of Teachers
in Educational Field “Art”, Moscow
Adolf Ovchinnikov
Honored Cultural Worker of the Russian Federation
Honorary Member, Russian Academy of Arts
Art Restorer of the Highest Class, Tempera Painting
Restoration Workshop of The Grabar Art Conservation Center
Svetlana Stepanova
Doctor of Art Criticism, Senior Research Fellow, State Tretyakov Gallery
Natalia Tretyakova
Candidate of Art Criticism, Provost for Research, Surikov Moscow State Academy Art Institute, Russian Academy of Arts
Alexandra Troshinskaya
Doctor of Art Criticism, Professor, Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts (Stroganov Academy)
Deputy Chief Editor
Daria Fomicheva
Corresponding Member, Russian Academy of Arts
Provost for Research, Sergey Andriaka Academy
of Watercolor and Fine Arts
Oleg Khromov
Doctor of Art Criticism, Professor, Department of Church Arts, Moscow Theological Academy (Russian Orthodox Church)
Georgiy Khlebnikov
Candidate of Philosophy
Head, Department of Philosophy, Institute of Scientific
Information on Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences
Важнейшая задача научно-методического журнала «Secreta Artis» – возрождение лучших традиций классического изобразительного искусства, воссоздание и развитие европейской системы художественного образования.
Во времена расцвета искусств практический опыт передавался из уст в уста, от мастера к ученику, но сегодня по очень многим направлениям у нас нет подобного опыта, так как отсутствуют его носители. Поэтому Академия ведёт поиск этих знаний, собирая их по крупицам и осваивая, сопоставляя данные архивных документов и публикаций, анализируя материалы реставрационных и научных лабораторий, стараясь претворить в жизнь приобретённые умения, действуя методом проб и ошибок, проверяя теорию опытным путём. Именно это сегодня для нас наиболее важно. Без такой работы нам тяжело двигаться вперёд, т. к. мы упираемся в непреодолимое препятствие: незнание на должном уровне техники и технологии, теории и практики изобразительных искусств.
Академия акварели и изящных искусств – неоклассическая академия нового типа, один из ведущих методических центров художественного образования в России. Только в том случае, если сами художники-педагоги Академии получат серьёзную теоретическую подготовку и практически овладеют этой теорией, они смогут передать ученикам свои знания и навыки.
Одна из ключевых проблем современной академической школы изобразительных искусств, важнейшая причина, по которой мы сегодня не можем хорошо рисовать или лепить, – буквально рабская зависимость художника от натуры. Мастер должен создавать образ, а не физиологическое подобие натуры, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Однако для воплощения художественного образа необходимы фундаментальные знания, которых остро не хватает в современной системе образования.
Рисуя на занятиях по пластической анатомии череп, студенты изучают общие закономерности строения человеческой головы, а не изображают череп конкретного человека. Почему же при переходе к работе с натурщиком мы вдруг начинаем рисовать человека во всей прелести его индивидуальной физиологии? И потом, став профессиональными художниками, мы не в состоянии освободиться от рабской прикованности к натуре. Это нелепо.
Хорошо то искусство, которое занимается созданием художественного образа. Эта традиция была ещё жива в советский период. Например, «Родина-мать» Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане – собирательный женский образ, «Перекуём мечи на орала» – яркое олицетворение советского Геракла. Умением воплотить обобщённый, типизированный образ владели все хорошие советские художники.
Современная почти рабская зависимость неоклассического художника от натуры приземляет академическую традицию. Эта скованность обусловлена именно тем, что ушло знание, о котором никто не говорит, а у художника осталась только натура и больше ничего. Но, повторюсь, если нет знания, образ создать невозможно и свобода творческого воображения немыслима.
Secreta Artis, the academic journal devoted to issues of art and art teaching methodology, aims to revive the best traditions of classical fine art, re-create and build on the European system of fine arts education.
In the past, when fine arts flourished, practical experience was passed on by word of mouth from masters to students. Today we lack such expertise in many areas, since bearers of professional secrets are no longer with us. This explains why the Academy conducts research to contribute to the body of such knowledge, collating and testing bits of evidence, comparing data from archival documents and publications, analyzing material from the restoration and science labs, trying to put the acquired skills into practice, proceeding by trial and error, i. e. testing theory through its application. This is our priority. Unless we do this work, we will hardly be able to move forward because ignorance in the field of technique and technology, theory and practice of fine arts is an insurmountable obstacle.
The Academy of Watercolor and Fine Arts is a neoclassical academy of a new type, and one of the leading methodological centers of the art education education in Russia. Its artists-teachers will only be able to communicate their knowledge and skills to students if they receive thorough theoretical training and learn how to apply this theory to practice.
One of the key problems of the modern academic school of fine arts, and the most important reason why today we cannot make beautiful drawings or sculptures, is the artist's slavish imitation of nature. The master must create an image, not a literal representation of the objects of observation, be it a portrait, a landscape or a still-life. However, to obtain a masterful image, we need fundamental knowledge, which is sorely lacking in the contemporary system of education.
Drawing a skull in the class of artistic anatomy students examine general patterns of the structure of a human head and do not depict the skull of a particular person. Why then, going on to work with the live model, we suddenly start drawing a person in all the charm of their individual physique? Later, becoming professional artists, we are not able to free ourselves from blind devotion to nature. This is ridiculous.
Great is the art that produces powerful images. This tradition was still alive in the Soviet period. Vuchetich is a brilliant example. His «Motherland Calls» on Mamayev Kurgan in Volgograd evokes a collective image of all women, and «Let Us Beat Our Swords into Ploughshares» is a vivid embodiment of the Soviet-style Hercules. All accomplished Soviet artists knew how to create a generalized, typified image.
The slavish dependence of a neoclassical artist on nature debases the academic tradition. This constraint is due precisely to the fact that we have lost knowledge, which no one recalls nowadays, so the artist is merely left with nature to imitate. And yet, without knowledge, the image cannot be created and the freedom of the artist’s creativity is unattainable.
Подписной индекс журнала в каталоге "Газеты. Журналы.
2 полугодие 2019" агентства Роспечать
81041
Учредитель: ФГБОУ ВО Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-71700 от 08 декабря 2017 г.
- Свидетельство о регистрации в Национальном центре ISSN
- Положение о научно-методическом журнале Secreta Artis
- Устав редакции журнала Secreta Artis
Перевод названия на государственный язык РФ: Секреты искусства
Адрес редакции: 117133, г. Москва, ул. Академика Варги, д. 15
Примерная тематика и специализация: Образовательная (педагогика, теория и история искусства, эстетика)
Форма периодического распространения: Периодическое печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Периодичность: ежеквартальный
Постоянные рубрики:
- Искусство как наука: теория, техники и технологии изобразительных искусств
- Педагогическая мастерская
Реклама в соответствии с законодательством РФКонтактное лицо: Фомичева Дарья Владимировна, проректор по научной работе
Моб.: 8 916 0992920
Secreta Artis (Art Secrets)
A Journal of Art and Art Teaching Methodology
Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Quarterly
Issued since April 2018
Index number in the Rospechat Catalogue 81041
Founder and Publisher: Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts
Address: 15 Akademika Vargi Street, Moscow 117133, Russia
Phone: +7 (495) 531-5555
E-mail: academiya@aaii.ru
www.academy-andriaka.ru
Registered in the Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology, and Mass Media (Roskomnadzor)
Mass media registration certificate ПИ No ФС77-71700 of December 8th, 2017