CONTENTS

СОДЕРЖАНИЕ


Editorial
Teacher’s Workshop
Слово главного редактора
Педагогическая мастерская

Sergey Andriaka
An Analysis of Old Masters’ Still Lifes
Abstract. The paper represents an analysis carried out by a professional artist reflecting on a number of still life masterpieces by Ancient, Western European and Russian masters. The author analyzes specific features of imagery in a still life painting, the principles of setup, arrangement choices, work with space, light and color, silhouette, texture, etc. The article discusses the relationship between the object and the background. The principles of creating still lifes from memory and from life are described. Taking masterpieces by classic artists as an example, the author discusses a variety of tasks arising when an artist creates a symbolic and allegorical still life, a trompe l’oeil still life, a still life which aims at the utmost accuracy in the portrayal of the object, an open-air still life, a coloristic and a decorative still life. The article discusses aesthetic problems of composition in still lifes executed by classical artists, as well as a number of key principles for working with still life in the 20th century. Every artist needs the ability to analyze still lifes. The provided materials are primarily intended for professional artists and teaching artists. The paper is the second in a series of publications devoted to challenges of still life setup, which is directly related to the task of developing a creative image in a still life.

Keywords: still life, image in still life, still life setup, still life composition, light in still life, traditional still life, symbolic still life, allegorical still life, trompe l’oeil still life, coloristic still life, decorative still life.
Сергей Андрияка
Анализ натюрмортов старых мастеров
Аннотация. Статья представляет собой анализ профессиональным художником ряда шедевров натюрмортной живописи, созданных античными, западноевропейскими и русскими мастерами. Предметом анализа являются особенности художественного образа в натюрморте, принципов его постановки, композиционного решения, работы с пространством, светом и цветом, силуэтом, фактурой и т. д. Обсуждаются вопросы соотношения предмета и фона. Описаны принципы создания натюрмортов по памяти и с натуры. На примере шедевров художников-классиков обсуждается разнообразие задач при создании символического и аллегорического натюрморта, натюрморта-обманки, натюрморта, в котором приоритетом является максимально качественное изображение предмета, а также натюрморта на пленэре, колористического и декоративного натюрморта. В статье обсуждаются эстетические проблемы композиции в натюрмортах художников-классиков, а также ряд ключевых принципов работы с натюрмортом в XX в. Умение анализировать натюрморты необходимо каждому художнику. Данные материалы адресованы, прежде всего, профессиональным художникам и художникам-педагогам. Статья является второй в серии публикаций, посвященных проблемам постановки натюрморта, которые непосредственно связаны с задачей создания художественного образа в натюрморте.

Ключевые слова: натюрморт, образ в натюрморте, постановка натюрморта, композиция натюрморта, свет в натюрморте, традиционный натюрморт, символический натюрморт, аллегорический натюрморт, натюрморт-обманка, колористический натюрморт, декоративный натюрморт.
Daria Fomicheva
Compositional Techniques of the Classical European School of Painting: Vignetting
Abstract. The article attempts to interpret and describe the use of the circle (sphere) and the related shape of an oval (ovoid) as a widespread basis of composition in classical European visual art. The circle and the oval in the period of Antiquity, the Middle Ages and the Renaissance had a deep symbolic meaning and were regarded as a theological and philosophical visual text. By the 18th–19th centuries the tradition of using these symbols as the basis of a composition had gradually turned into a conventional device of vignetting, allowing one to create whole and harmonious works of art. The article quotes Plato’s Dialogues in regard to the theme of Platonic solids – regular polyhedrons and a sphere conceptualized as the most perfect, most beautiful three-dimensional figure, a symbol of perfection and infinity. Plato also described circular motion as the most perfect. In light of this, it is not accidental that Renaissance and Modern Period artists not only preferred compositions based on the shapes of a sphere and an ovoid, but also motions based on spiral-like and serpentine lines related to circular movement. Thus, compositions built on the basis of a circle (sphere) and/ or an oval (ovoid) are deeply rooted in theological and philosophical views, based on visual archetypes, reflected in mythology, and duly take into account the psychology of visual perception.

Keywords: composition in visual art, linear composition, tonal composition, color composition, vignetting, composition in an oval, composition in a circle, composition in an arch, symbolism in composition, similarity in composition, line of beauty, Platonic solids, N. E. Green, camera obscura, Claude Lorrain mirror (Claude glass), papier pelle.
Дарья Фомичева
Композиционные приемы классической европейской школы живописи: виньетирование
Аннотация. В статье предпринята попытка осмыслить и описать применение круга (шара) и родственной ему формы овала (яйца) в качестве широко распространенной основы композиции в классическом европейском изобразительном искусстве. Круг и овал в периоды Античности, Средневековья и Ренессанса имели глубокое символическое значение, являлись богословским и философским визуальным текстом. К XVIII–XIX вв. традиция использования данных символов как основ композиции постепенно превращается в прием виньетирования, который позволяет создавать цельные и гармоничные произведения изобразительного искусства. В статье приводятся цитаты из диалогов Платона относительно платоновых тел – правильных многогранников и шара как высшего, наиболее совершенного трехмерного тела, символа совершенства и бесконечности. Платон также описывает движение по кругу как наиболее совершенное. В связи с этим неслучайно художники Ренессанса и Нового времени отдавали предпочтение не только композициям на основе шара и «яйца», но и подобным круговому движениям по спиралевидным и змеевидным линиям. Таким образом, композиции, построенные на основе круга (шара) и/или овала (яйца) глубоко укоренены в богословских и философских воззрениях, базируются на нашедших свое отражение в мифологии визуальных архетипах и удачно учитывают психологию зрительного восприятия.

Ключевые слова: композиция в изобразительном искусстве, линейная композиция, тональная композиция, цветовая композиция, виньетирование, композиция в овале, композиция в круге, композиция в арке, символика в композиции, подобие в композиции, линия красоты, платоновы тела, Н. Э. Грин, камера - обскура, зеркало Клода Лоррена, папье-пелле.
Art as Science: Theory, Techniques
& Technologies of Fine Arts
Искусство как наука: теория, техники
и технологии изобразительных искусств

Sergey Andriaka
Basic Rules of Still Life Setup
Abstract. The article describes the basic principles of setting up a still life, based on the author’s 50 years of experience as an artist and 40 years of experience as an artist-teacher. Anyone acquainted with drawing will likely understand these clear recommendations which formulate the rules for arranging a still life and make it possible to create compositions built upon the basic laws of visual perception, the principles of subordination among minor and major elements, the organization of the notional center and peripheral parts of a still life, the competent layout of still life planes, meaningful work with contrasts and rhythms, textures and masses. The rules for the location of the brightest tonal and color contrasts, as well as the interaction of bright and neutral colors are described. The article characterizes the method of grouping the colors and composing a still life as an entity made up of unique elements.
The author explains the basic rules of composition in still life painting and helps to avoid typical mistakes in the setup of a still life. The article is primarily intended for artists teaching still life painting, but will also be useful to students of art schools at all levels, professional artists and art historians.

Keywords: still life, still life setup, still life composition, still life painting, planes in still life, contrasts in still life, color grouping.
Сергей Андрияка
Основные законы постановки натюрморта
Аннотация. В статье предпринята попытка осмыслить и описать применение круга (шара) и родственной ему формы овала (яйца) в качестве широко распространенной основы композиции в классическом европейском изобразительном искусстве. Круг и овал в периоды Античности, Средневековья и Ренессанса имели глубокое символическое значение, являлись богословским и философским визуальным текстом. К XVIII–XIX вв. традиция использования данных символов как основ композиции постепенно превращается в прием виньетирования, который позволяет создавать цельные и гармоничные произведения изобразительного искусства. В статье приводятся цитаты из диалогов Платона относительно платоновых тел – правильных многогранников и шара как высшего, наиболее совершенного трехмерного тела, символа совершенства и бесконечности. Платон также описывает движение по кругу как наиболее совершенное. В связи с этим неслучайно художники Ренессанса и Нового времени отдавали предпочтение не только композициям на основе шара и «яйца», но и подобным круговому движениям по спиралевидным и змеевидным линиям. Таким образом, композиции, построенные на основе круга (шара) и/или овала (яйца) глубоко укоренены в богословских и философских воззрениях, базируются на нашедших свое отражение в мифологии визуальных архетипах и удачно учитывают психологию зрительного восприятия.

Ключевые слова: композиция в изобразительном искусстве, линейная композиция, тональная композиция, цветовая композиция, виньетирование, композиция в овале, композиция в круге, композиция в арке, символика в композиции, подобие в композиции, линия красоты, платоновы тела, Н. Э. Грин, камера - обскура, зеркало Клода Лоррена, папье-пелле.
George O’Hanlon
Velázquez’ Long Whites. The Palette of Diego Velázquez (translation and commentary by D. V. Fomicheva)
Abstract. The article analyzes Velázquez´s painting technique in relation to specific qualities of pigments that he used in his work. The painter´s signature method was a wide use of calcite whites (CaCO3). The author of the article presents the results of practical mastering of painting with Velázquez Medium – calcite finely ground in bodied linseed oil. The usage of Velázquez Medium as a dyeing agent in the oil paints alters their consistency (rheology) and makes them significantly more “ropy”, “stringy” and transparent. It also enables the artist to build impasted applications of paint without the worry of cracking or peeling. Unlike modern white pigments, calcite does not cool the colors, and when the calcite is added to paints the intensity of pigments does not practically decrease. The article contains analysis of Velázquez limited palette, which included: lead white and calcite; yellow iron oxide (natural yellow ocher and goethite), lead-tin yellow, Naples yellow; orange iron oxide (natural orange ocher); red iron oxide (natural red ocher or hematite), vermilion, organic red lake (carmine or madder lake); azurite, lapis lazuli, smalt; brown iron oxide (natural brown ocher), manganese oxide (umber); organic black of animal or vegetable origin. Velázquez made greens by mixing azurite, yellow iron oxide and lead-tin yellow, and created purples on the basis of mixture of organic red lake and azurite.

Keywords: Velázquez painting technique, palette of Velázquez, oil painting technique, calcite white (CaCO3), whites in oil painting, rheological properties of oil paints, pigments for oil painting.
Джордж O’Хэнлон
«Длинные» белила Веласкеса. Палитра Веласкеса
Аннотация. В статье рассматривается техника живописи Веласкеса в связи с особенностями пигментов, которые он использовал в работе. Для живописи Веласкеса характерно широкое применение белил из кальцита (CaCO3). Автор статьи приводит результаты практического освоения живописи с использованием Velázquez Medium – белил из кальцита, стертого с льняным маслом. Введение Velázquez Medium в состав масляных красок меняет их реологические свойства. Краски становятся существенно более «тягучими», «тянущимися» и прозрачными, появляется возможность писать корпусно без опасности возникновения трещин и осыпей красочного слоя. Белила на основе кальцита, в отличие от современных белил для живописи, почти не холодят краски, пигменты в смеси с кальцитовыми белилами практически не теряют своей интенсивности. В статье приводится анализ ограниченной палитры красок Веласкеса, в которую входили: свинцовые и кальцитовые белила; желтые оксиды железа (охра или гетит), свинцово-оловянистая желтая, неаполитанская желтая; оранжевые оксиды железа (охра); красные оксиды железа (охра или гематит), вермильон, органическая красная (кармин или краплак); азурит, натуральный ультрамарин, смальта; коричневые оксиды железа (охра), оксид марганца (умбра); уголь из растительного сырья или костей животных. Веласкес выполнял зеленые, используя смеси азурита, желтого оксида железа и свинцово-оловянистой желтой, фиолетовые – на основе смесей органического красного пигмента и азурита.

Ключевые слова: техника живописи Веласкеса, палитра Веласкеса, техника масляной живописи, белила из кальцита (CaCO3), белила в масляной живописи, реологические свойства масляных красок, пигменты для масляной живописи.

Visual Teaching Aids
Sergey Andriaka
Watercolor Landscape: Winter Motifs
Dmitry Astafiev
Step by Step Drawing of a White Cup with a Spoon and a Piece of Sugar
Sharing the Artist’s Experience
Наглядные учебно-методические пособия
Сергей Андрияка
Акварельный пейзаж: зимние мотивы
Дмитрий Астафьев
Последовательное выполнение рисунка белой чашки с ложкой и куском сахара
Из опыта художника

Elizaveta Volkovitskaya
An Arrangement of the Pietre Dure Workshop
Abstract. The article briefly outlines the technology of producing pietre dure inlays, describes the machine tools, equipment and materials necessary for arranging the workshop, gives detailed instructions for modifying the tool grinder to elaborate mosaic details made of stone slabs.

Keywords: teaching the pietre dure technique, pietre dure, pietre dure inlays, pietre dure technique, equipment of the pietre dure workshop, lithotheque of the pietre dure workshop.
Елизавета Волковицкая
Обустройство мастерской флорентийской мозаики
Аннотация. В статье кратко изложена технология изготовления флорентийской мозаики, описаны необходимые станки, инструменты и материалы для обустройства мастерской, дается подробная инструкция по модификации точила станка для работы над деталями мозаики из каменных пластин. Ключевые слова: обучение флорентийской мозаике, флорентийская мозаика, pietre dure, техника флорентийской мозаики, оборудование мастерской флорентийской мозаики, литотека мастерской флорентийской мозаики.
Daria Fomicheva
On Aleksey Pisarenko’s Diploma Project
Aleksey Pisarenko
A Series of Etchings «The Church of the Nativity of Christ in Krokhino»
Making a Series of Etchings
Marina Korotaeva’s
Interview with Aleksey Pisarenko
Reviews
Nina Anarina
The New Language of Still Life Painting
Marina Korotaeva
The East. A Different Beauty
Chronicle
Boris Sharov
The Silver Age
Elena Bykova
The Projects of the Academy of Watercolor and
Fine Arts to Identify and Teach Gifted Children
Дарья Фомичева
О дипломной работе Алексея Писаренко
Алексей Писаренко
Серия офортов «Храм Рождества Христова
в Крохине»
О создании серии офортов
Марина Коротаева
Беседа с Алексеем Писаренко
Рецензии
Нина Анарина
Новый язык пейзажной живописи
Марина Коротаева
Восток. Другая красота
Хроника
Борис Шаров
Серебряный век
Елена Быкова
Проекты Академии акварели и изящных искусств по выявлению и сопровождению талантливых детей