Барельефы на Бауманской

В начале сентября у метро «Бауманская» открылось новое общественное пространство, художественной доминантой которого стала композиция из трех декоративных панно с изображениями жизни района три столетия назад. Это работа студентов и преподавателей Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Проект реализован в рамках благоустройства общественной территории и был завершен ко Дню города.

Панно с керамическими барельефами воспроизводят исторически значимые и повседневно-бытовые моменты из жизни людей XVIII века. А исторический облик Немецкой слободы воплощен в узнаваемых постройках района – Лефортовского и Слободского дворцов, Лефортовского моста. Все три барельефа объединены единой композицией, но при этом для каждого из них создана оригинальная художественная концепция и продумано цветовое решение. Венчающий элемент композиции – барельеф с Петром I.

Для изготовления и росписи панно использовались прочные, износо- и влагостойкие  материалы – керамогранит, шамот, высокотемпературная глазурь, надлаглазурные впекаемые краски. Материалы и техники декорирования были подобраны таким образом, чтобы придать изделиям уникальный вид и художественную целостность, а также минимизировать воздействие окружающей среды на них.

Создание панно – долгий творческий и производственный процесс. Оценить масштаб работы, которая превращает эскизы на бумаге в объемную композицию, получится, только проследив за всеми этапами создания художественного объекта.

  • На начальном этапе разрабатываются эскизы и прорабатывается концепция панно и барельефов – художники делают десятки и сотни набросков, пока не подберут нужную композицию. Когда она готова, изображения детализируются и переводятся на картон в полноразмерном масштабе.
  • Второй этап – подбор технологий и материалов. Нужно провести множество экспериментов, чтобы найти материалы, технологии нанесения, спекания и декорирования, которые обеспечат не только красоту, но и долговечность произведения.
  • Когда подобраны материалы и выбраны техники, наступает время производства. Сперва барельефы изготавливают в мягком материале – скульптурном пластилине. По этим слепкам потом сделают гипсовые формы, в которых будут отминать шамотную массу. Одновременно с этим керамогранит нарезают для панно. Барельефы сушат и обжигают, после чего художники берутся за роспись, глазурирование и обжиг панно.

В конечном итоге на Бауманской появился небольшой портал в Немецкую слободу XVIII века, когда она была таинственным островком западного мира в столице российского государства. Здесь жили иностранцы – люди, которые владели новыми технологиями и учили наших соотечественников строить корабли. Немецкая слобода была особенным местом, в котором царил шарм заграницы. И сейчас, благодаря кропотливой работе художников, с этим миром можно соприкоснуться в любое время, приехав на станцию «Бауманская».

Автор: Саргсян Гаяне