Андрияка Сергей Николаевич

Sergej_Andrijaka
Ректор Академии акварели и изящных искусств,
На­род­ный ху­дож­ник Рос­сий­ской Фе­дера­ции,
Академик Российской  академии художеств

Художник Сергей Андрияка известен как выдающийся мастер современной акварельной живописи. Свою творческую деятельность художник начинал с работы масляными красками, гуашью, темперой. Занимался мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. Не меньшую роль а его художественном становлении сыграло знакомство с культурным наследием Западной Европы. Но его любимой техникой всегда оставалась акварельная живопись. Творчество художника посвящено России – неповторимому очарованию старых российских городов, притягательной красоте памятников русского зодчества, ему близок мир русской природы. Здесь и храмы, и городские пейзажи, русская провинция и зарубежные страны, натюрморты, интерьеры, всеми любимые цветы. Творчество Сергея Андрияки раскрывает зрителю красоту окружающего мира. Художник продолжает начинания своих прославленных предшественников: Брюллова, Саврасова, Левитана, Врубеля. Он бережно сохраняет и творчески, с позиций сегодняшнего дня, развивает в своем искусстве традиции мастеров классической многослойной акварели.

Сергей Николаевич Андрияка – участник многих московских, региональных и зарубежных выставок (с 1985 года их состоялось более тысячи). Творчество Народного художника России Сергея Андрияки знают и любят в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Японии, Китае и других странах. Его работы находятся в крупнейших музеях мира и частных собраниях.

Звания

1983г. — член Союза художников СССР

1996г. — Заслуженный художник Российской Федерации

2000г. — действительный член Международной академии информатики

2001г. — член-корреспондент Российской академии художеств

2003г. — избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств

2005г. — Народный художник Российской Федерации

2007г. — Академик Российской Академии художеств

 

Награды:

1996 г. – почетное звание “Заслуженный художник Российской Федерации”;

2005 г. – почетное звание “Народный художник Российской Федерации;

“Награжден почетным нагрудным знаком «За выдающийся вклад в культуру Отечества» Благотворительного фонда С.Есенина;

2006 г. —  награжден юбилейной медалью «150 лет окончания Крымской войны»;

2006 г. — награжден орденом Петра Великого I степени;

2008 г. – награжден знаком отличия «За заслуги перед Москвой» и почетной грамотой Московской городской думы;

2009 г. – награжден серебряными медалями Международного союза благотворительных организаций «Мир добра» («За служение искусству»), Православного братства «Радонеж» («За многолетние труды на благо Церкви и России и  благодарностью за братскую поддержку и сотрудничество»);

2009 г. –  нагрудный орден «Служение искусству». Международная Академия культуры и искусства;

2009 г.– удостоен памятного знака «Человек тысячелетия»;

2012 г. – награжден золотой медалью им. А. Иванова “За выдающийся вклад в изобразительное искусство”;

2013 г. – награжден медалью “За укрепление боевого содружества”;

2017 г. – благодарность Министра культуры “За плодотворное сотрудничество и вклад в развитие культуры”;

2018 г. – награжден Орденом Александра Невского;

2020 г. – награжден Орденом почета “За большой вклад в организацию и проведение социально важных, общественно значимых мероприятий”;

2021 г. – благодарность Губернатора Орловской области “За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой вклад в эстетическое и патриотическое воспитание граждан”.

 

Персональные выставки

С 1985 г. по настоящее время состоялось свыше 1000 выставок художника, из них наиболее значимые:

1985 – Персональная выставка в историко-архитектурном и художественном музее, г. Звенигород

1986 – Персональная выставка в издательстве газеты “Комсомольская правда”. Москва

1986 –  Персональная выставка в Политехническом музее. Москва

1987 – Персональная выставка в издательстве “Литературная газета”. Москва

1988 – Персональная выставка в выставочном зале Свердловского района, Петровские линии. Москва

1989 – Персональная выставка в Международном фонде “Культурная инициатива”. Москва

1990 – Персональная выставка в Троице-Сергиевой Лавре. Историко-художественный музей-заповедник. г. Загорск

1990 – Персональная выставка в Министерстве культуры СССР. Москва

1990 – Персональная выставка в Рязанском художественном музее. г. Рязань

1990 – Персональная выставка в г. Коломна

1990-1991  – Персональная выставка в Верховном Совете СССР

1990-1991 – Персональная выставка в Пензенском художественном музее. г. Пенза, ноябрь-февраль

1991 – Персональная выставка в Фонде культуры СССР. Голицынские палаты. Москва

1991-1992 – Персональная выставка в Калужском областном художественном музее. г. Калуга, декабрь-февраль

1992 – Персональная выставка в офисе американской фирмы “Совлин”. Москва

1992 – Персональная выставка в Картинной. галерее. г. Балашиха

1992 – Персональная выставка в выставочном зале “Богородское”. Москва

1992 – Персональная выставка в Звездном городке. Московская область. Звездный городок

1993 – Персональная выставка в Министерстве иностранных дел. Москва

1993 – Персональная выставка в Художественном музее. г. Александров

1993 – Персональная выставка в выставочном зале “Богородское”. Москва

1994 – Персональная выставка в г. Коломна, 1994 г.

1994 г. — Центральный выставочный зал «Манеж»: 600 работ (г. Москва).

1995, 1996, 2002 гг. — Центральный дом художника (г. Москва).

1996 г. — выставочный зал «Малый манеж» (г. Москва).

1998 г. — Государственная Третьяковская галерея (г. Москва).

1994, 2005, 2008, 2011 гг. — Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Москва)

1999 –  Выставка Заслуженного художника России С.Н. Андрияки “Волшебство акварели”, посвященная открытию музейно-выставочного комплекса в МВК школы акварели, г. Москва

1999 – Персональная выставка С.Н. Андрияки, посвященная открытию Школы акварели в МВК школы акварели, г. Москва

2000 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Кремле, г. Москва

2000 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в МВК Школы акварели, г. Москва

2000 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Цветы” в Государственном музее А.С. Пушкина, г. Москва

2000 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Цветы и природа” в Культурном центре УПДК, г. Москва

2000 – Постоянная экспозиция С.Н. Андрияки в Мэрии города Москвы

2001 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Центральном выставочном зале Союза художников г. Ярославля

2001 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в рамках “Дни культуры Москвы” в Музее современного искусства г. Астана, Республика Казахстан

2001 – Выставка С.Н. Андрияки “Акварельная симфония” в МВК Школы акварели, г. Москва

2001 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Художественном музее им. Д. Туганова в рамках Дни культуры Москвы в Осетии г. Владикавказ, Северная Осетия

2001 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Рязанском областном художественном музее, г. Рязань

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в рамках “Дни культуры Москвы” в Музее истории г. Минска, Республика Беларусь

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Центральном государственном музее современной истории России, г. Москва

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в рамках “Дни культуры Москвы” в Музее г. Анкара, г. Анкара, Республика Турция

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Филиале Рязанского областного художественного музея “Дом-Музей И.П. Пожалостина”, пос. Солотча, Рязанская область

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Филиале Рязанского областного художественного музея “Детская картинная галерея”, г. Рязань

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Культурном центре УПДК, г. Москва

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Костромском государственном объединенном художественном музее, г. Кострома

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Библиотеки Мэрии города Москвы

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в ООН в Женеве, г. Женева, Швейцария (при поддержке Международного благотворительного фонда В.Спивакова)

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Государственном историко-культурном и художественном музее-заповеднике “Александровская слобода”, г. Александров, Владимирская область

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Калужском областном художественном музее, г. Калуга

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Рождение акварели. От рисунка к образу” в МВК Школы акварели, г. Москва

2002 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Акварели” в Совете Федерации, г. Москва

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Картинной галерее Центра культуры и искусств г. Электроугли (Московская обл.)

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Музее мебели, г. Москва

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Выставочном зале Комитета по культуре и спорту Администрации Павлово-Посадского района (Московская обл.)

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Тульском музее изобразительных искусств, г. Тула

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Городском выставочном зале г. Орехово-Зуево (Московская обл.)

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Государственном историко-культурном и художественном музее-заповеднике “Александровская слобода”, г. Александров, Владимирская область

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в рамках “Дни культуры Москвы в Германии”  в Берлине, Германия

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в рамках “Дни культуры Москвы в Якутии”  г. Якутск, Республика Саха

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Музее мебели, г. Москва

2003 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Рождественская сказка” в Выставочном зале “Галерея Кентавр”, г. Москва

2004 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Череповецком художественном музее, г. Череповец, Вологодская область

2004 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Рыбинском художественном музее г. Рыбинск, Ярославская область

2004 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Управлении культуры в г. Зеленограде, МО

2005 — Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Москва)

2005 – Персональная выставка С.Н.Андрияки в ВЗ Высшего арбитражного суда РФ, г.Москва

2005 – Выставка художника С.Н. Андрияки “Моя Москва” в МВК Школы акварели, г.Москва

2005 – Выставка С.Андрияки в ВЗ ЦРБ, г. Москва

2005 – Выставка Сергея Андрияки “Цветы в душе моей” в Тверском государственном объединенном музее им. А.С.Пушкина, г. Торжок

2005 – Выставка «Сергей Андрияка. Школа акварели», г. Дюссельдорф, Германия

2006 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Православной классической гимназии «Радонеж», г.Москва

2006 – Выставка постеров С.Н. Андрияки «Цветы наших садов» в государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева, г. Москва

2006 – Выставка С.Н. Андрияки в Осташковском краеведческом музее, г. Осташков

2006 – Выставка репродукций работ учащихся Школы акварели и произведений С.Андрияки в ЦВЗ «Манеж» в рамках проведения выставки «Школьный базар-2006», г.Москва

2006 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Каширском краеведческом музее, г. Кашира, МО

2006 – Выставка произведений С.Н. Андрияки «Рождественская сказка» в Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева, г. Москва

2007 – Выставка постеров произведений С.Н. Андрияки и работ учащихся Школы акварели в помещениях Комитета по культуре города Москвы, г. Москва

2007 – Выставка произведений Народного художника РФ С.Н. Андрияки в ЦВЗ «Манеж» , г. Москва

2007 – Выставка Народного художника РФ С.Н. Андрияки, Художественного руководителя Школы акварели Сергея Андрияки «Магия акварели» в Daiwa Securities SMBC Europe Limited (DSEL) (г. Лондон, Великобритания)

2007 – Выставка Народного художника РФ С.Н. Андрияки и работ учащихся в Культурно-техническом центре «ТРИНИТИ» г. Троицка

2007 – выставка произведений Народного художника РФ С.Н. Андрияки в Академии Федеральной Службы Безопасности РФ , г. Москва

2008 г. — Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Санкт-Петербург)

2008 г. — Юбилейная персональная выставка в Музейно-выставочном комплексе «Царицыно»

2008 – Юбилейная выставка  “Сергей  Андрияка” в ЦВЗ “Манеж”, г. Москва

2008 – Внеплановая выставка произведений  С.Н. Андрияки в Читинском областном художественном музее, г. Чита

2008 – Внеплановая выставка произведений  С.Н. Андрияки в Московском доме национальностей, г.Москва

2008 – Внеплановая выставка произведений  С.Н. Андрияки в Культурном центре Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве дел РФ, г. Москва

2008 – Персональная юбилейная выставка С.Н. Андрияки в Выставочном зале “Тушино”, г. Москва

2009 – Выставка произведений Народного художника РФ С.Н. Андрияки в Доме Москвы в Минске (республика Беларусь)

2009 – Персональная выставка Народного художника РФ С.Н. Андрияки в Национальной художественной галерее, г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл)

2010 – Персональная выставка Народного художника РФ С.Н.Андрияки в Московском академическом художественном лицее РАХ, г.Москва

2010 – Персональная выставка Народного художника РФ С.Н.Андрияки (в рамках празднования 30-летия центра) в Культурном центре “Дом Озерова”, г. Коломна, Московская обл.

2011— Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Москва)

2011 – Персональная выставка Народного художника РФ Андрияки С.Н. “Сияние красок акварели…” в Липецком областном краеведческом музее, г.Липецк

2011 – Выставка произведений Сергея Андрияки в Курской областной картинной галерее им. А.А. Дейнеки, г. Курск

2011 – Внеплановая выставка “Сергей Андрияка” в Академии акварели и изящных искусств, г. Москва

2011 – Внеплановая выставка “Сергей Андрияка” в Государственном центральном музее современной истории России, г. Москва

2012  — Только за 6 месяцев этого года состоялось несколько персональных выставок художника, в том числе в Москве, Коломне, Калуге, Нижнем Новгороде, Щелково, Малоярославце

2012 – Выставка “Сергей Андрияка” в Префектуре Зеленоградского административного округа города Москвы, г. Зеленоград

2013 – Выставочный зал «Тушино», г. Москва

2013 – Культурный центр “Дом Озерова”, г. Коломна

2013 – Историко-художественный музейный комплекс, г. Новочебоксарск

2013 – Курганский областной художественный музей, г. Курган

2013 – Литературно-мемориальный музей Н. Островского, г. Сочи

2013 – Персональная выставка Народного художника РФ Сергея Андрияки в Историко-краеведческом музее, г. Щелково, Московская область

2013 – Выставка “Сергей Андрияка” в Академии ФСБ, г. Москва

2013 – Выставка “Сергей Андрияка” в Музейно-выставочном центре, г. Малоярославец, Калужская область

2013 – Плановая выставка “Выставка Народного художника России Сергея Андрияки”  в Боровском историко-краеведческом музее, г.Боровск, Калужская область.

2013 – Персональная выставка Сергея Андрияки  в Музейно-выставочном центре г. Ногинска, Московская область

2014 – Челябинский государственный музей изобразительных искусств, г. Челябинск

2014 – Международный кинофорум «Золотой Витязь», г. Ставрополь

2014 – Егорьевский историко-художественный музей, г. Егорьевск, Московская обл.

2014 – Международный культурный центр, г. Сочи

2014 – Выставка Народного художника РФ Сергея Андрияки “Сергей Андрияка. Акварель и рисунок” в Орловском областном музее изобразительных искусств, г. Орел

2014 – Выставка Народного художника РФ Сергея Андрияки “Святые места Православия” в Галерее Дмитрия Белюкина, г. Москва

2014 – Выставка Народного художника РФ Сергея Андрияки “Моя Россия” в Культурном центре УПДК, г. Москва

2014 – Выставка “Сергей Андрияка”  в Галерее “Атриум” Московского Метрополитена, г. Москва

2014 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель и рисунок”  в Самарском областном художественном музее, г. Самара

2014 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель, рисунок” в Республиканском музее изобразительных искусств, г. Йошкар-Ола

2014 – Челябинский государственный музей изобразительных искусств, г. Челябинск

2015 – Академия государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, г. Москва

2015 – Ялтинский выставочный зал Союза художников, г. Ялта, Республика Крым

2015 – Российский музей леса, г. Москва

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель, рисунок” в МАУ “Художественная галерея” г. Зеленодольск (Республика Татарстан)

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Святые места Православия” в ГКЦМ В.С. Высоцкого “Дом Высоцкого на Таганке”, г. Москва

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Моя Россия” в ФКУ “Центральный клуб МВД России” (Студия художников им. В.В. Верещагина), г. Москва

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель и рисунок” в ГБУК МО “Сергиево-Посадский государственный  историко-художественный музей-заповедник”, г. Сергиев Посад (Московская область)

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель и рисунок” в МУК “Музейно-выставочный центр”, г. Боровск (Калужская область)

2015 – Выставка “Сергей Андрияка. Акварель и рисунок” в МБУ “Малоярославецкий музейно-выставочный центр имени И.А. Содатенкова”, г. Малоярославец (Калужская область)

2016 – Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Плес, Ивановская обл.

2016 – МФЦ “Ярославский”, г. Москва

2016 – Выставка “Сергей Андрияка” в АО “502-Завод по ремонту военно-технического имущества”, г.Ногинск-5 (МО)

2016 – Выставка “Сергей Андрияка – русский художник- путешественник” в ФКУ “Центральный клуб МВД России” (Студия художников им. В.В. Верещагина), г. Москва

2016 – Выставка произведений Народного художника РФ Сергея Андрияки “Город чудный, город древний… Москва в акварелях Сергея Андрияки” в ГБУК ВО “Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского”, г. Воронеж

2016 – Персональная выставка Сергея Андрияки “Святые места Православия” в ГБУК города Москвы “Выставочный зал “Тушино”, г. Москва

2017 – Выставка работ Народного художника России С.Н. Андрияки “Цветочная мелодия” в МУК “Музейно-выставочный центр”, г. Боровск (Калужская область)

2017 – Персональная выставка Народного художника России Сергея Андрияки “Сергей Андрияка. Акварель” в МБУ “Культурный центр “Дом Озерова”, г.Коломна (МО)

2017 – Выставка одной картины «Старинные самовары», г. Москва

2017 – Персональная выставка Народного художника России Сергея Андрияки “Старые русские города” в Студии художников им. В.В. Верещагина, г. Москва

2017 – Выставка постеров работ С.Н. Андрияки в Московской городской нотариальной палате, г. Москва

2018 – Малоярославецкий музейно-выставочный центр им. И.А. Солдатенкова, г. Малоярославец

2018 – Музейно-выставочный комплекс «Путевой дворец», г. Солнечногорск

2018 – Юбилейная выставка Народного художника России Сергея Андрияки “Сергей Андрияка в музее “Царицыно” в Музее-заповеднике Царицыно, г. Москва

2018 – Таганрогский художественный музей, г. Таганрог

2018 – Орловский музей изобразительных искусств, г. Орел

2018 – Культурно-выставочный комплекс “Знаменское-Губайлово”, г. Красногорск

2018 – Сергей Андрияка. Природа и растения России, Ботанический музей МГУ, г. Москва

2018 – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС), г. Орел

2018 – Выставка постеров, Министерство Культуры РФ, г. Москва

2018 – Егорьевский историко-художественный музей, г. Егорьевск, Московская обл.

2018 – Персональная выставка «Магия акварели», г. Фаэнца, Италия

2018 – Персональная выставка народного художника России Сергея Андрияки в Алексинском художественно-краеведческом музее, г.Алексин (Тульская область)

2018 – Персональная выставка народного художника России Сергея Андрияки в Районном историко-культурном центре г. Видное (Московская область)

2019 – Постоянная экспозиция Сергея Николаевича Андрияки, Школа акварели, г. Москва

2019 – Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Рыбинск

2019 – Выставка «Искусство акварели», г. Липецк

2019 – Беломорский районный краеведческий музей “Беломорские петроглифы”, г. Беломорск

2019 – Выставка постеров, Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском города Москвы РПЦ (Московский Патриархат), г. Москва

2019 – Музей-заповедник «Дмитровский кремль», г. Дмитров

2019 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Москва. Традиции и современность русской акварели в творчестве С.Н. Андрияки”в студии художников им. В.В. Верещагина МВД России, г. Москва

2019 – Персональная выставка С.Н. Андрияки в Выставочном зале Тушино, г.Москва “Сергей Андрияка. Акварель”

2019 – Выставка постеров, Министерство Культуры РФ, г. Москва

2019 – Выставка постеров, Музей обороны Москвы, г. Москва

2019 – Традиции современной русской акварели в творчестве С.Н. Андрияки, Центральный клуб МВД России, г. Москва

2019 – Сергей Андрияка. Акварель, Выставочный зал «Тушино», г. Москва

2019 – Персональная выставка С.Н. Андрияки  “Путешествия по России” МУК “Музейно-выставочный центр” г. Боровск

2020 – Центр культуры и досуга «Факел», г. Фрязино

2020 – Персональная выставка «Магия акварели», г. Берлин, Германия

2020 – Персональная выставка «Магия акварели», г. Париж, Франция

2020 – Персональная выставка «Магия акварели», г. Брюссель, Бельгия

2020 – Постоянная выставка, Российское общество Красного креста, Франция

2020 – Сальский музей им. Народного художника В.К. Нечитайло, г. Сальск, ростовская обл.

2020 – Персональная выставка С.Н. Андрияки  “Путешествия по России” в ГБУК г. Москвы “Выставочный зал “Тушино”.

2020 – «Путешествия по России», Выставочный зал «Тушино», г. Москва

2021 – Музейно-туристический центр, г. Клин

2021 – Российский музей леса, г. Москва

2021 – Сергей Андрияка. Акварель, Музейно-выставочный центр «Тушино», г. Москва

2021 – Сочинский художественный музей имени Д.Д. Жилинского, г. Сочи

2021 – Волгоградский музей изобразительного искусства имени И.И. Машкова

2021 – Персональная выставка С.Н. Андрияки “Моя Россия” в ФКУКИИ “Культурный центр МВД России (студия В.В, Верещагина)

2022 – Картинная галерея “Дом Озерова”, г. Коломна

2022 – Выставка «Сергей Андрияка. Живопись, графика. г. Москва», Тульское музейное объединение, г. Тула

2022 – Историко-художественный музейный комплекс, г. Новочебоксарск

2022 – Историко-культурный центр, г. Видное, Московская обл.

2022 – Ковровский историко-мемориальный музей, г. Ковров, Владимирская обл.

2022 – Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки. 10 лет», Новая Третьяковка (Залы Союза Художников России), г. Москва

2022 – Персональная выставка «Сергей Андрияка. Образы России», Культурный центр МВД России, г. Москва

2022 – Гороховецкий историко-архитектурный музей, г. Гороховец, Владимирская обл.

2023 – Персональная выставка «Волшебство акварели», Школа акварели Сергея Андрияки

2023 – Персональная выставка, Нижегородский государственный художественный музей

2023 – Персональная выставка, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

2023 – Тверской городской музейно-выставочный центр

2023 – Персональная выставка произведений С.Н. Андрияки «Моя Россия», Культурный центр МВД России

 

sergej-andriyaka
Народный художник Российской Федерации,
Академик Российской академии художеств,
ректор Академии акварели и изящных искусств,
основатель Школы акварели.
Дата рождения: 14 июля 1958 года  г. Москва

Отец – Андрияка Николай Иванович (1905—1977 гг.), Заслуженный художник РСФСР, преподавал в художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова с её основания в 1939 году. Последние годы жизни был её директором. Отец оказал большое влияние на становления сына как художника.

Мать – Этолия Рудольфовна (1926-2014), преподаватель немецкого языка, переводчик.

Рисовать Сергей Андрияка начал рано, около 6 лет. Под руководством отца тренировал зрительную память, овладевал техникой акварели. В 1976 г. закончил МСХШ при институте им. В. И. Сурикова. С 1977 (после смерти отца) совмещал учебу с преподавательской деятельностью. С 1976 по 1982 гг. учился в МГХИ им. В. И. Сурикова на факультете живописи. Диплом по специальности: станковая живопись. Тема диплома — историческая картина «На поле Куликовом. Вечная память». С 1982 по 1985 гг. работал в Творческих мастерских Академии художеств СССР. С 1979 по 1985 гг. параллельно с учебой в институте, а затем одновременно с работой в Творческих мастерских преподавал живопись в МСХШ при институте им. В. И. Сурикова. В 1983 году вступил в Союз художников СССР. С 1985 по 1989 гг. работал старшим преподавателем в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. С 1999 г. — художественный руководитель Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.

В настоящее время — ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки”.

Художник Сергей Андрияка известен как один из ведущих мастеров современной акварельной живописи. Свою творческую деятельность художник начинал с работы масляными красками, гуашью, темперой. Занимался мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. Не меньшую роль в его художественном становлении сыграло знакомство с культурным наследием Западной Европы. Но его любимой техникой всегда оставалась акварельная живопись. Творчество художника посвящено России — неповторимому очарованию старых российских городов, притягательной красоте памятников русского зодчества, ему близок мир русской природы. Здесь и храмы, и городские пейзажи, русская провинция и зарубежные страны, натюрморты, интерьеры и всеми любимые цветы. Творчество Сергея Андрияки раскрывает зрителю красоту окружающего мира. Художник продолжает начинания своих прославленных предшественников: Брюллова, Саврасова, Левитана, Врубеля. Он бережно сохраняет и творчески, с позиций сегодняшнего дня, развивает в своем искусстве традиции мастеров классической многослойной акварели.

Основным занятием художника является многослойная акварельная живопись. Андрияка рисует по памяти, без предварительного рисунка карандашом (кроме сложных архитектурных мотивов). В работе использует послойные лессировочные прописки (20-30 слоев) по сухой или просохшей поверхности бумажного листа. Белила и другие материалы, кроме акварельных красок, не использует. Высококачественная бумага и хорошие краски позволяют сохранять цвет и колористическое богатство акварелей, отличающихся цветовой гармонией и поэтичностью восприятия мира.

Любимые темы художника — сельские и городские пейзажи, натюрморты. Он стремится запечатлеть окружающую жизнь в ее постоянно меняющихся состояниях. Многие работы посвящены архитектуре российских городов (Москвы, Тулы, Коломны, Великого Устюга и др.), а также городов Западной Европы и Америки. В 1995 по заказу московской мэрии художник создал 6-метровую акварельную панораму Москвы 19 в. Цветовой облик города того времени воссоздан благодаря фотографиям из альбома Найденова (1867). В дальнейшем было написано еще несколько акварелей больших размеров, причем не только пейзажей, но и натюрмортов («Лес», «Цветы и фрукты» и др.). Работа над этими полотнами позволила художнику сделать ряд открытий в технологии живописно-акварельного процесса.

В 1999 была открыта Московская государственная школа акварели Сергея Андрияки (с музейно-выставочным комплексом). Учебные мастерские школы рассчитаны на небольшое количество учащихся. Рядом с классами расположены мастерские преподавателей. В музейно-выставочном центре школы экспонируются работы учащихся и их преподавателей.

"Школа акварели" Сергей Андрияка
Школа акварели — это возрождение, освоение и распространение академической системы обучения, получение учащимися основ художественного образования и воспитание творческой личности. Школа является специализированным учреждением дополнительного образования, главными задачами которой являются продолжение традиций русской и мировой реалистической школы акварели и передача опыта как старых мастеров, так и современных будущим поколениям.

В Школу принимаются на обучение дети и подростки в возрасте от 11 до 18 лет и взрослые с 18 лет. Основной образовательной программой является авторская программа Народного художника, основателя Школы Сергея Андрияки «Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция». Она имеет несколько вариантов, адаптированных к разным возрастам и количеству занятий в неделю.

Практически всю сознательную жизнь Сергей Андрияка занимается учебно-преподавательской деятельностью. Он разработал и внедрил методику по обучению детей и взрослых профессиональным основам академического рисунка. Методика успешно прошла апробацию в течение 20 лет в Школе акварели, подготовлена и утверждена как новый стандарт обучения, абсолютно новая программа по обучению студентов Высшей художественной школы. Развитие системы обучения как ранее в Школе акварели, так ныне и в Академии акварели и изящных искусств сопровождалось и будет сопровождаться многочисленными методическими разработками и учебными пособиями, включая видеофильмы. Мастером разработана и в течение 2-х лет успешно зарекомендовала себя программа для преподавателей изобразительного искусства в Школе акварели и ряде общеобразовательных школ Москвы.

Яркое, очень красивое действо, на котором художник открывает зрителям секреты своего искусства. Это тем более интересно, что работает он, буквально шаг за шагом комментируя все происходящее за мольбертом, объясняя тонкости и нюансы создания картины. Вместе с Сергеем Андриякой творят зрители. Совместно они проходят все этапы, от карандашного наброска до завершающих мазков, отрабатывая мельчайшие детали.

В сентябре 2012 года на телеканале «Культура» прошла программа «Уроки рисования с Сергеем Андриякой», в которой художник рассказал зрителям, как строить изображение в графике, как изображать пространство, для чего нужна перспектива и какой она бывает и т. п. В этой программе художник учил основам овладевания различными изобразительными средствами. Зрители программы учились рисовать натюрморты, животных и бытовые предметы. В апреле 2013 года состоялись съемки продолжения этой популярной программы.

Осенью, 2012 года в Москве официально открылась Академия акварели и изящных искусств – высшее художественное учебное заведение нового типа, не имеющее аналогов не только в России, но и за рубежом. Более полувека в Москве не происходило события, подобного этому.

Рособрнадзором Академии выдана Лицензия на право ведения образовательной деятельностям в сфере высшего профессионального образования. Цель обучения: подготовка высокопрофессионального художника-специалиста широкого профиля.

Академия — первый российский вуз, проводящий обучение по новой специальности: «Живопись и изящные искусства». Она предполагает, наряду с фундаментальным освоением рисунка и живописи, изучение каждым студентом различных техник и видов изобразительного искусства, т.е. готовит художников широкого профиля. Это является новшеством как в России, так и за рубежом.

Учебный процесс в Академии акварели базируется на методике преподавания, которая основана на совместном, одновременном выполнении всех заданий педагогом и учениками. Программа учебных заданий Академии выстроена согласно классическому выверенному методу и системе обучения, что позволит студенту последовательно подниматься на высокие ступени мастерства.

Сергей Андрияка: « Мы хотим не только взять все лучшее из классической школы изобразительного искусства. Наша главная задача заключается в том, чтобы истинный талант, впитав традицию, посмотрел на мир своими глазами и ощутил его красоту через собственное восприятие. Только тогда мы получим живое продолжение традиции, а не ее фиктивное «возрождение».

 

Важнейшая сфера деятельности Академии – работа с регионами. Академия не только подготовит квалифицированные кадры педагогов для региональных художественных учебных заведений, но и на постоянной основе будет оказывать им методическую и организационную помощь в осуществлении учебного процесса, что позволит существенно поднять уровень художественного образования в богатой яркими талантами России.

Ещё одно очень важное направление деятельности Академии акварели и изящных искусств – разработка эффективных методик обучения детей младшего школьного возраста. Одна из них уже проходит проверку в столичных школах.

Академия акварели и изящных искусств постепенно становится крупнейшим методическим центром художественного образования в России. Уже сегодня осуществляется всесторонняя научно-методическая работа: изучается опыт преподавания в прошлом и лучшие современные методики, разрабатываются учебные пособия по всему спектру техник и направлений, которые будут преподаваться в Академии. Впервые в России проводится аналитическое исследование огромного свода трактатов Древнего мира, Средневековья и Возрождения, пособий и учебников для художников XVII-XX столетий, результатов лабораторных исследований шедевров живописи и графики. Всесторонне изучаются методы обучения в петербургской Императорской Академии художеств. Создано большое количество учебных и методических пособий, уникальных видеофильмов, переизданы лучшие пособия XIX века по акварельной и масляной живописи. Ведётся работа над созданием «Истории акварели» – издания, в котором будет рассказано не только о том, «что, где, когда» создано художниками-акварелистами, но прежде всего «как» были написаны лучшие образцы акварельной живописи.

Киноконцертный зал Академии акварели и изящных искусств представляет  собой хорошо оборудованный досуговый комплекс, уже хорошо знакомый и полюбившийся многим москвичам.

Как концертный зал необходим для музыкального образования, так для художественного образования необходимы музей и выставочные залы. На выставке студент сможет посмотреть на свои работы со стороны, оценить их достоинства и недостатки, а также получить оценку коллег и преподавателей. В музейно-выставочном комплексе Академии открыт первый в России Музей акварели старых мастеров, там же проводятся выставки произведений великих мастеров изобразительного искусства из ведущих музеев мира.
Выставки студентов и педагогов Академии акварели и изящных искусств проходят в музеях и центральных выставочных залах Москвы, других регионах России и за рубежом. Академия уже стала местом проведения мастер-классов, пробных уроков, музыкальных концертов, спектаклей и выставок.

 

«Мы хотим и должны помочь каждому прийти к себе. Ведь любой человек со своим внутренним миром неповторим. Это и есть то чудо, которое скрыто в нас. Однако художник никогда не сможет произнести свое слово в культуре, если он не владеет языком изобразительного искусства. Мы должны вооружить его умением свободно высказываться, научив творчески использовать этот богатейший язык».

С.Н. Андрияка

АНДРИЯКА Сергей Николаевич, Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии художеств, художественный руководитель Школы акварели, ректор Академии акварели и изящных искусств, художник-акварелист, педагог родился в Москве в 1958 году.

Отец, Николай Иванович Андрияка, Заслуженный художник РФСР, преподавал в художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Он оказал большое влияние на становления сына как художника. Мать – Этолия Рудольфовна — переводчик и преподаватель иностранных языков.

Рисовать Сергей Андрияка начал рано, около 6 лет. Под руководством отца тренировал зрительную память, овладевал техникой акварели. Окончив художественную школу, поступил в институт имени В. И. Сурикова; с 1977 (после смерти отца) совмещал учебу с преподавательской деятельностью.

Сергей Андрияка: Мой выбор объединил результат личностного развития и семейные традиции. В детстве я практически не видел отца, который, будучи директором Суриковской школы, просто пропадал на работе. Моим воспитанием занималась мама. С искусством меня познакомила именно она. Лет с четырёх помню, как мы с ней лепили из теста и пластилина, рисовали… Она рассказывала мне сказки и разные жизненные истории и тем самым насыщала мои первые работы каким-то высшим смыслом, который стимулировал фантазию и творчество. Оставаясь один, я спокойно мог играть сам с собой. Телевизор у нас был, но не работал. Мама как-то его сломала, а потом никто не удосужился починить. Так что лет до 30-ти он для меня практически не существовал, да и теперь не очень-то нужен. Мое восприятие мира шло через живопись и цвет.

Примерно с пяти лет отец стал брать меня на летние плановые практики в Подмосковье. Я видел, как учащиеся рисовали, видел, как на бумаге у них получается отображать красоту природы. Это вдохновляло, хотелось тоже пробовать. Я начал рисовать карандашом, потом акварелью. Лет в семь отец стал обращать внимание на мои рисунки. Он видел, что для меня искусство становится не просто развлечением и игрой. Я жил этим, часами мог рисовать, лепить, не отвлекаясь ни на что более. Папа стал со мной заниматься, не объясняя, как писать, а обращая внимание на красоту – дом, дерево или лучи света. Это давало возможность развиваться фантазии и творческому воображению, восприятию прекрасного. Отец был и первым зрителем моих картин. У нас дома стояло ужасно расстроенное чёрное пианино Мюльбах, которое и служило мне выставочным стендом. Отец, приходя домой поздно вечером, высказывал свои замечания. В 1977 году он умер, я потерял не только отца, но и учителя. Тогда я только поступил в институт.

Большинство студентов, учившихся со мной, были люди семейные, с училищным образованием за плечами, они чётко понимали, что им надо. Я же, в свои 19 лет, метался в растерянности. Пробовал много всего, вплоть до авангарда, экспрессионизма и модерна. Потом всё лишнее отошло…

Вы знаете историю своей семьи? Кем были ваши предки, откуда пошла такая необычная фамилия?

– Насколько мне известно, по линии отца никто художеством не занимался. Дед был по происхождению греком, а по профессии кочегаром. Он умер в первые послевоенные годы. Бабушка, которую я тоже не застал в живых, была безграмотной и очень набожной. Родом она с Прилук Черниговской области Украины. Слушая службу в храме, она всё запоминала и знала почти всю Библию наизусть. Её уважали, к ней приходили за советом. До 1945 года фамилия писалась по греческой транскрипции «Андриака». В начале войны отец ушёл воевать добровольцем и попал на Второй украинский фронт. Через год раскрылось, что он художник. Его работы попали во фронтовые газеты. Украинцам было проще произносить и писать «Андрияка». Потом как-то так повелось, стал использоваться именно такой вариант фамилии.

Отец матери окончил Железнодорожный институт в Петрограде, знал несколько иностранных языков. Бабушку он встретил на Северном Кавказе. Она родилась в станице Суворовская. Говорили, что именно в её казацкой семье были художники-иконописцы и даже музыканты.

– У вас большая семья. Как ваши дети воспринимают искусство?

Действительно, я многодетный отец. Для моих детей главный путь воспитания – мой личный пример. Дети видят, как я, приезжая домой, работаю. Старшая дочь Анна очень жалеет, что не доучилась, так как период обучения совпал у неё с переходным возрастом, однако она занимается дизайном одежды, учится в сфере бизнеса и экономики. У старшего сына Фёдора склонность гуманитарная, но он наотрез отказался от художества, хотя, на мой взгляд, у него есть потенциал. Федор с удовольствием занимается экономикой и техникой. Сейчас он служит на Черноморском флоте. Его сестра Лиза учится достаточно успешно, ей 17 лет. Младшие дочки: Маше – девять, а Соне двенадцать лет. Машенька много рисует и лепит. Вижу себя в ней – она может часами сидеть, у неё нет свойственной детям неуёмной энергии и тяги к смене впечатлений, она спокойно может заниматься творчеством в одиночестве.

– Ваш отец, будучи замечательным художником и педагогом, оказал большое влияние на Вас в выборе, если не профессии, то уж жизненного направления несомненно.

Отец умер в 1977 году. К столетию со дня его рождения в 2005 году мы сделали выставку, которая вызвала большой интерес. В 1982 году я окончил Суриковский институт и пребывал в некоторой растерянности. В Союз художников не сразу вступил, в художественном комбинате предлагались скучные заказы. Я решил делать свои персональные выставки. Таир Салахов как-то сказал, что все групповые выставки безлики. А тогда в моде были масштабные всесоюзные, республиканские выставки. Я решил — пусть будет один зал, но авторский. Моя первая выставка прошла в 1985 году в Звенигороде. Она многому меня научила — видеть собственные картины со стороны, уметь выстраивать экспозицию. К 1994 году у меня было уже 30 персональных выставок. В тот год в Манеже на моей персональной выставке было показано 600 работ. Ещё в 80-е годы появились заказчики. Но были разные периоды, было и затишье. Сейчас наоборот.

После окончания института Сергей Андрияка занимался в Творческих мастерских Академии художеств (1982-1985) под руководством А. М. Грицая и братьев Ткачевых. С 1983 член Союза художников СССР. Активно участвовал в различных выставках, в том числе и за рубежом. В 1985-1989 преподавал в Художественном институте им. В. И. Сурикова. С 1996 заслуженный художник РФ.

Работал маслом, гуашью, темперой, выполнял настенные росписи в технике мозаики, витража, офорта, занимался росписью по фарфору и эмали. Участвовал в реставрации храма Трифона-мученика в Москве.

Почему же, всё-таки, выбор остановился на акварели?

Сергей Андрияка: Объяснить этого никто не может. Это просто сидело во мне внутри. Я писал акварелью с детства. Профессора в Суриковском институте мне говорили: «Есть задание по масляной живописи – вот его надо сделать, а акварель – по желанию». И я делал наброски и эскизы, портреты натурщиков акварелью – всё исключительно по желанию. Потом стал заниматься акварелью более серьёзно. Много писал с натуры, потом по памяти. Кстати, по памяти писал ещё в школе. Старался запоминать главные законы цвета, света, тона, существующие в природе. Со временем появились большие форматы. Стало ясно, что акварелью можно сделать всё, вопреки традиционно пренебрежительному отношению к ней. Повторюсь, что интерес к акварели существовал у меня всегда. Это вещь для меня абсолютно естественная, независимо от ученических заданий. Помню, в Суриковской школе я любил писать по памяти гуашью. Тогда я ещё не мог акварелью писать, только очень маленькие работы делал, в открытку размером. Большие акварели технически не мог делать. Это сейчас я делаю масштабные акварели, соразмерные масштабу замысла.

-Можно ли вообще говорить, что есть именно русская школа акварели?

Великие русские художники работали в акварели: Суриков, Репин, Васнецов, Врубель, Брюллов, Примацци, Соколов, Гау. Они создавали потрясающе выдающиеся вещи. У нас была великая акварельная портретная живопись в первой половине 19 века, на западе такого уровня не было. А вот пейзажная архитектурная акварель за рубежом была посильнее. Были целые национальные акварельные школы: французская, итальянская, испанская, голландская. Огромные объединения художников, которые писали только акварелью. В начале 19 века встречаются полутораметровые акварели. Их писали так же, как и маслом, с той же плотностью и живописью. Были огромные объединения художников- акварелистов, кто-то охоту писал, кто архитектурные виды и т.д. По всей Европе были тысячи мастеров. Мне посчастливилось в 1988 году в Эрмитаже просмотреть все фонды западноевропейской акварели. Они огромны по объёму. С самого открытия до вечера я всю неделю только и успевал, что перелистывал эти работы. И они прекрасны. Но о них, к сожалению, никто не знает.

Как Вы считаете, Вам лично удалось внести в искусство акварели что-то новое?

– Сложно ответить однозначно. Я целенаправленно и фундаментально занимаюсь акварелью. Маслом я тоже писал не один десяток лет, и у меня тысячи работ маслом, так же как и гуашью я работал, и многим, многим другим.

С одной стороны, акварель — это моё восприятие мира, с другой – технические приёмы письма. Технические приёмы лежат в области экспериментов со светом, положением красок и слоёв, с масштабами работ и т.д. Но ведь искусство – это, в первую очередь, видение, а потом техника. Моё творчество – моё восприятие мира. Я своими глазами смотрю на этот мир. Два разных художника могут совершенно иначе изобразить один и тот же предмет, в зависимости от настроения, одухотворённости, личностного восприятия. Картина в отличие от самого хорошего фото, – это не механическая фиксация объекта. Творец только дотронулся карандашом до бумаги – тут же его энергетика, его внутреннее состояние идёт в холст.

Картина, как дитя, живёт своей жизнью. Она уже не зависит от творца. Мне, чаще всего, неинтересно, при каких жизненных обстоятельствах писал, скажем, Рубенс. Я чувствую эмоциональный заряд, энергетику картины. Это расскажет гораздо больше, чем сухие факты, прошедшие через века.

Сейчас все пишут одинаково. Акварелисты пишут, как правило, только по сырой бумаге и разводами, краска ложится однослойно, глубина не получается. Акварель может быть самой разной – и расплывающейся, и насыщенной. У меня же с детства интерес к цветовой стороне. Я меньше занимаюсь портретом, где рисунок определяющий. Пейзаж мне интересен, мне интересно передавать мимолётность состояния света, влажность воздуха.

Основным занятием художника является многослойная акварельная живопись. Андрияка рисует по памяти, без предварительного рисунка карандашом (кроме сложных архитектурных мотивов). В работе использует послойные лессировочные прописки (20-30 слоев) по сухой или просохшей поверхности бумажного листа. Белила и другие материалы, кроме акварельных красок, не использует. Высококачественная английская бумага и хорошие краски позволяют сохранять цвет и колористическое богатство акварелей, отличающихся цветовой гармонией и поэтичностью восприятия мира.

Любимые темы художника — сельские и городские пейзажи, натюрморты. Он стремится запечатлеть окружающую жизнь в ее постоянно меняющихся состояниях. Многие работы посвящены архитектуре российских городов (Москвы, Тулы, Коломны, Великого Устюга и др.), а также городов Западной Европы и Америки. В 1995-ом году по заказу московской мэрии художник создал 6-метровую акварельную панораму Москвы 19 века. Цветовой облик города того времени воссоздан благодаря фотографиям из альбома Найденова (1867). В дальнейшем было написано еще несколько акварелей больших размеров, причем, не только пейзажей, но и натюрмортов («Лес», «Цветы и фрукты» и др.). Работа над этими полотнами позволила художнику сделать ряд открытий в технологии живописно-акварельного процесса.

Сергей Андрияка: …А потом со мной случилась интересная вещь. Я окончил институт, поступил в Мастерские Академии художеств, жил за городом у друзей в Подмосковье. Такое обыкновенное дачное место, никаких сверхкрасот, никаких сказочных далей и горизонтов. И как-то вдруг я стал писать по памяти акварелью то кустарничек, то лужу, то заборчик. Мне хотелось понять, как эта лужа себе ложбинку выбрала, как устроено отражение? Или выхожу из дома — а там по улице какой-то необыкновенный розовый иней. Бегом домой и писать. Год за годом я осваивал технику акварели. Параллельно работал маслом, пытался извлечь максимум цвета, света и возможностей, но масло оказалось тяжёлым, неблагополучным материалом для меня. Это кому-то может показаться странным. Ведь у меня тогда были английские краски «Виндзор ньютон» — 600 тюбиков, и все виды красок, которые выпускал ленинградский завод. Но я чувствовал, что всё богатство цвета, которое мой глаз видит, всю светоносность, прозрачность,  масляные краски не могут передать. Сколько труда надо было приложить, чтобы достичь элементарного эффекта.

И вот в какой-то момент я почувствовал, что именно акварелью можно написать всё! Очень удобный, оперативный и портативный материал, быстро сохнет, плюс сохранность. Для акварели нужно два основных компонента: это, в первую очередь, бумага и краски. Удивительная сохранность, если акварель хорошей краской написана на хорошей бескислотной бумаге, на сто процентов хлопковой или льняной. А ленинградские краски были замечательными по всем параметрам. Более того, скажу – остаются самыми лучшими на сегодняшний день! Техническая оснастка завода тогда была минимальной, почти всё вручную там делали, да и до сих пор делают. Завод производит множество пигментов по жёстким ГОСТам, более жёстким, нежели те требования, которые западные производители предъявляют к своим краскам! Современные же масляные краски на синтетической основе временем проверены самым негативным образом. Картины, написанные этими красками в 50-60 годы прошлого века, уже осыпаются, потускнели, требуют реставрации. Очень плохо влияют вещества, которые добавляется для ускорения процесса. А на питерском комбинате всё делается как и 100 и 200 лет назад – гуммиарабик, патока, ну, антисептик — получается абсолютно натуральная краска, проверенная столетиями.

А вот совсем молодой Сергей Андриака, сын талантливого художника и педагога, только что получивший диплом, думал ли он когда-нибудь о том, что создаст Школу акварели, обретет учеников и педагогов-единомышленников?

Я об этом никогда не думал. Я об этом мог только мечтать. Я мечтал. Но не о ВУЗе. Я, поначалу, мечтал о школе. О том, что хорошо бы, чтобы была возможность учить художеству по-новому.

В 1999-ом году была открыта Московская государственная школа акварели Сергея Андрияки (с музейно-выставочным комплексом). По настоящее время художник является ее художественным руководителем.

Учебные мастерские школы рассчитаны на небольшое количество учащихся. Рядом с классами расположены мастерские преподавателей. С целью распространения многослойной акварели в смежные прикладные области, такие как роспись по фарфору, миниатюрная эмаль, сочетание акварельной живописи с гравюрой, в школе оборудованы офортная, керамическая, ювелирная мастерские. В музейно-выставочном центре школы экспонируются работы учащихся и их преподавателей, коллекции других музеев.

– Сначала Школа акварели, теперь Академия. Никто, даже «заклятый друг» не сможет, не осмелится назвать всё, что Вы делаете, сизифовым трудом. Но я, в сотый раз задаюсь вопросом: зачем ему, успешному, популярному, состоявшемуся художнику, нужна эта головная боль, зачем ему это нужно?

Мне кажется, самое главное, чем я занимаюсь – это преподавание. Если ты этим можешь принести пользу, то этим и занимайся. На мой взгляд, первый опыт со школой получился очень удачным, школа востребована, эффективность обучения высока. Я и стал заниматься собственно академией потому, что это абсолютно новое художественное образование и в этом новом образовании, которое мы придумали, я вижу — как можно принести пользу. Я и сейчас в постоянном поиске того, как сделать это образование более эффективным, как выстроить методику и систему.

– Если бы не была реализована идея школы, академия бы не родилась?

Моя позиция всегда была такой – надо начинать с малого. Вот если ты начинаешь с малого и не замахиваешься сразу же на очень большое и глобальное, то это получается лучше. Ты как бы себе самому доказываешь, что это может получиться. Когда мы школу только начинали создавать, то, собственно говоря, было все пусто. Нам был дан некий аванс. Было построено здание, приобретено оборудование какое-то минимальное. А вот что будет потом в этом здании, как оно начнет работать, насколько действительно будет востребовано это обучение, насколько оно будет эффективным, как мы выстроим обучение, как пойдут люди и пойдут ли, потому что людей не обманешь. Они не пойдут учиться туда, где их ничему не научат. Это же очевидно. В первые годы было очень трудно. Но сейчас, когда уже школе 13-й год, можно с уверенностью сказать: мы смогли, школа действительно состоялась. Сколько огромных выставок мы сделали, показывая людям то, чем мы занимаемся. Это не очковтиральство, не мираж обучения, не обман. Мы показали и доказали, что действительно можем обучать. И мы обучаем. И получается это хорошо. Другое дело, что возник некий тупик. А что дальше? Нужно было, просто необходимо было замахиваться на более значительное, более глобальное. На то, что, собственно говоря, будет венчать всё обучение – и высшее художественное образование. Со всеми вытекающими последствиями.

– Говорят: кому много дано, с того очень много спросится.

Наверное, да. Мы и стараемся делать максимум. Но в любом деле главное требование и к себе и к другим: требуя, показывай на личном примере У нас все обучение в школе построено на личном примере. Поэтому, если ты говоришь своим педагогам – надо творчески работать, то ты обязан соответствовать сам этому и быть на уровне.

А способен художник- педагог, талантливый художник- педагог, как Вы, как Ваши друзья художники, в школе, а теперь и в Академии за короткое время дать, передать практически 100% своего мастерства?

У нас всё обучение построено на том, чтобы «передать из рук в руки». У нас нет консультативной системы обучения. Она прямая. Причем, это будет в Академии по всем предметам. Это новые предметы, которых у нас не было. Та же керамика, витраж, мозаика – это всё будет передаваться. Педагог не будет отсылать своих студентов: вы почитайте, вы посмотрите, вы изучите. Педагог обязан поделиться со своими учениками тем опытом, который он имеет. Обязан. И эта обязанность заложена в нашей системе обучения в Академии. Именно обязанность педагога, потому, что никакой другой формы обучения быть не может.

Беседовал Валерий Голубцов

2021 г.