CONTENTS

СОДЕРЖАНИЕ


Editorial
Teacher’s Workshop
Слово главного редактора
Педагогическая мастерская

S. N. Andriaka.
Composing and Setting up a Still Life
Abstract. At the heart of the article lies the exploration of proper component selection and object arrangement of a still life composition. The theme is of particularly high relevance to modern art education as its every level has been marked by lack of clear understanding on the part of teaching artists, as well as art school students, of the approach, in accordance with which one construes still life composition as a coherent item ensemble.

A well-organized still life is contingent upon students being given engaging and complex tasks to fulfil, involving the application of chiaroscuro, portrayal of space, texture, distinct color schemes, etc., yet, above all, the design of an artistic image.

Consequently, not only creative, but also educational still lifes should be set up in such a way that makes them fascinating to perform; their execution should enhance art sense and teach students to see the beauty of the world. Still life compositions that develop students’ ability to master landscape painting over the course of en plein air practice are of great significance and utility.

The article is illustrated with photographs showcasing step-by-step arrangement of several still lifes (ranging from simple to complex) and accompanied with comments on the stages of work and the rationale for choosing one or another element of the composition.

Likewise, the paper presents an overview of principles underlying color and tone choices and constellations, as well as contrasts, rhythms, silhouettes, dynamics, ensembles of textures, etc. Separate sections of the article are dedicated to essential ideas behind the formation of a still life fund (collection) and usage of still life shadow boxes allowing to provide imaginative spatial, chiaroscuro composition solutions. Similarly, it delves into the details of optimal lighting and reflection placement in a still life, which are directly dependent upon the location of windows and wall color in a training workshop.

Finally, the article substantiates the necessity of сomposing a still life painting while working on its execution with a view to creating a full-fledged artistic image.

Keywords: still life, still life composition, still life arrangement, composing a still life, still life collection, still life shadow box.
Сергей Андрияка
О композиции и постановке натюрморта
Аннотация. Статья посвящена проблеме грамотной компоновки и постановки натюрморта. Данный вопрос крайне актуален в современном художественном образовании, так как очевидно, что у многих художников-педагогов и учащихся художественных учебных заведений всех уровней отсутствует понимание принципов постановки натюрморта как целостного ансамбля предметов.

В хорошо поставленном натюрморте учащемуся должны быть предложены интересные и сложные задачи на передачу светотени, колорита, пространства, фактуры и т. д. и, прежде всего, на создание художественного образа.

Не только творческие, но и учебные натюрморты необходимо ставить так, чтобы они были интересны для выполнения, способствовали развитию вкуса, учили видеть красоту окружающего мира. Возможны и полезны и такие постановки, которые подготовят ученика к освоению пейзажной живописи в ходе пленэрной практики.

Статья проиллюстрирована фотоснимками пошаговой постановки ряда натюрмортов (от простых до сложных) с комментариями по этапам работы над композицией и обоснованием выбора тех или иных ее элементов. Описываются принципы создания колористического и тонального решения, работы с контрастами, ритмами, силуэтами, динамикой, группировкой тонов и цветов, ансамблем фактур и т. д.

Отдельные разделы статьи посвящены основным принципам формирования натюрмортного фонда, использования натюрмортных ящиков, позволяющих обеспечить удачное пространственное и светотеневое решение планов композиции, а также оптимальной постановке света и рефлексов в натюрморте, которые напрямую зависят от расположения окон и цвета стен учебной мастерской.

Обосновывается необходимость сочинения натюрморта в ходе работы над его живописным исполнением в целях создания полноценного художественного образа.

Ключевые слова: натюрморт, композиция натюрморта, постановка натюрморта, сочинение натюрморта, натюрмортный фонд, натюрмортный ящик.
Nathaniel Green
Landscape Composition: Prescriptions of the European School of Fine Arts of the 19th Century. Part III: Color Composition
Landscape Composition: Prescriptions of the European School of Fine Arts of the 19th Century. (Translation and commentary by D. V. Fomicheva)
Натаниэль Грин
Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть III: цветовая композиция
Сокращенный перевод, авторская адаптация текста и иллюстративного ряда книги Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part III. Colour. 28th Ed. London, [s. a.]. 68 p. – Д. В. Фомичева.
A. Yu. Kravchenko, I. Yu. Ivanova.
Introduction to Basic Techniques for Painting with Pastels. On the Development of Original Teaching Methodology for the Pastel Painting Course at the Sergey Andriyaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Abstract. The article examines the main elements of the unique method of teaching pastel painting that is being developed in Federal state budgetary academic establishment for higher education “Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts”. The authors describe the instruments and materials recommended for successful mastering of pastel painting. They reason what is the optimal choice of pastel sticks or crayons produced in Russia or abroad. The basics of painting with pastel are described as well as the methods of their preparation, different kinds of paper to paint with pastel on and the ways to prime and tone the support. Special attention is paid to the correct choice of support’s texture and the use of glue primers, ashes and grounded natural pumice. A list of instruments that would be needed at different stages of work on the painting is given. The authors provide arguments for creating of watercolor sketch underneath a pastel painting that would set its general tonal and coloristic solution and provide better adherence of pastel to paper. They reveal basic techniques of work including dry and wet application methods or their alternation. Different problems that occur while working with texture are described, most common technical difficulties that emerge on different stages of work on a pastel painting are mentioned, as well as the ways the difficulties can be resolved. The authors explain the optimal techniques of fixation and protection of pastel that can preserve the beauty of its mat velvety surface, the tone and color of finished work. They reveal the principles of correct archival precautions of unframed works as well as framing and displaying basics.

The main peculiarities of this technique are characterized: the pastel effortlessly unites techniques of graphics and painting which makes it a unique visual medium.

Keywords: pastel, pastel painting, teaching pastel painting, pastel painting technique, pastel primer, pastel fixative.
А. Ю. Кравченко, И. Ю. Иванова
Ознакомление студентов с основами техники пастельной живописи. О разработке авторской методики преподавания учебного курса «Пастель» в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Аннотация. Статья раскрывает основные элементы разрабатываемой в ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» авторской методики преподавания техники пастельной живописи. Даны рекомендации по оптимальному выбору инструментов и материалов, пастельных мелков и карандашей отечественного и зарубежного производства. Описаны основы для работы пастелью и методы их подготовки, разнообразные сорта бумаги для пастельной живописи, способы их грунтовки и тонировки. Особое внимание уделено грамотному выбору фактуры основ и клеевых грунтовок с использованием золы и порошка натуральной пемзы. Приведен перечень инструментов, которые необходимы на различных этапах создания произведения. Обосновывается целесообразность акварельного подмалевка под пастельную живопись, задающего ее общее тональное и колористическое решение и обеспечивающего сцепление пастельных красок с бумагой. Раскрываются основные технические приемы использования пастельных красок, в частности «сухой» и «влажный» способы и их чередование. Описываются разнообразные проблемы работы с фактурой, наиболее распространенные технические трудности, которые возникают на различных этапах выполнения пастели, и способы их устранения. Рассмотрены оптимальные приемы фиксации пастели, которые позволяют сохранить красоту ее матовой бархатистой поверхности, тон и цвет завершенного произведения. Раскрываются принципы грамотного хранения неоформленных пастелей, а также их оформления и экспонирования.

Дана характеристика основных особенностей данной техники, в которой органично сочетаются приемы графики и живописи, благодаря чему пастель обладает уникальными изобразительными возможностями.

Ключевые слова: пастель, пастельная живопись, преподавание пастельной живописи, технология пастельной живописи, техника пастельной живописи, грунт для пастели, фиксирование пастели.
Art as Science: Theory, Techniques
& Technologies of Fine Arts
Искусство как наука: теория, техники
и технологии изобразительных искусств

Preparing Levkas:
Viktor Borisov and Daria Fomicheva’s Conversation with Adolf Ovchinnikov P. I. Zubov
Working on Fresco Wall Paintings of the Pokrovsky Church of the Novospassky Monastery in Moscow

Abstract. The author reflects on his experience of working on frescoes in Pokrovsky Church of the Moscow Novospassky Monastery using the technology developed by D. V. Basnin, reverend father Petr (Eryshalov), P. I. Zubov, J. A. Kosheleva. Such an experience appears to be of particular interest primarily for practicing artists given that fresco is a technically complex and labor-consuming technique. As it has gradually been replaced by simpler drywall painting methods, only a handful of contemporary artists have acquired first-hand knowledge and expertise in the art of fresco. Furthermore, the continuous decline of fresco painting has been attributed to the appearance of new construction technologies and utilization of materials that do not secure good adhesion of levkas (gesso), which serves as the basis of the technique.



The article delineates main stages of working on a fresco: creation of cartoons, selection of pigments, application of a three-layer levkas, sequential layer-by-layer execution of the painting with the usage of coloration. Likewise, peculiarities of working with roughly and finely grounded pigments are revealed.

The author provides a recipe for levkas, the list of necessary instruments and materials. He outlines methods of correct planning and work process explaining key difficulties that arise when one sets out to execute a piece of monumental art upon wet lime plaster in a strictly limited time. Finally, he touches upon the advantages of fresco painting as compared with other techniques of mural painting.

The material is written from the point of view of a practicing artist which allows it to be used by all painters who are studying the technique and who aspire to master it. The information presented in the article can also be useful for everyone intending to decorate churches with monumental murals, as well as for art historians who are interested in practical aspects of fresco painting.

Keywords: fresco, fresco technique, fresco technology, fresco painting, levkas, gesso, fresco pigments, saltpeter, monumental painting.
P. I. Zubov
Working on Fresco Wall Paintings of the Pokrovsky Church of the Novospassky Monastery in Moscow
Abstract. The author reflects on his experience of working on frescoes in Pokrovsky Church of the Moscow Novospassky Monastery using the technology developed by D. V. Basnin, reverend father Petr (Eryshalov), P. I. Zubov, J. A. Kosheleva. Such an experience appears to be of particular interest primarily for practicing artists given that fresco is a technically complex and labor-consuming technique. As it has gradually been replaced by simpler drywall painting methods, only a handful of contemporary artists have acquired first-hand knowledge and expertise in the art of fresco. Furthermore, the continuous decline of fresco painting has been attributed to the appearance of new construction technologies and utilization of materials that do not secure good adhesion of levkas (gesso), which serves as the basis of the technique.

The article delineates main stages of working on a fresco: creation of cartoons, selection of pigments, application of a three-layer levkas, sequential layer-by-layer execution of the painting with the usage of coloration. Likewise, peculiarities of working with roughly and finely grounded pigments are revealed.

The author provides a recipe for levkas, the list of necessary instruments and materials. He outlines methods of correct planning and work process explaining key difficulties that arise when one sets out to execute a piece of monumental art upon wet lime plaster in a strictly limited time. Finally, he touches upon the advantages of fresco painting as compared with other techniques of mural painting.

The material is written from the point of view of a practicing artist which allows it to be used by all painters who are studying the technique and who aspire to master it. The information presented in the article can also be useful for everyone intending to decorate churches with monumental murals, as well as for art historians who are interested in practical aspects of fresco painting.

Keywords: fresco, fresco technique, fresco technology, fresco painting, levkas, gesso, fresco pigments, saltpeter, monumental painting.
Рецептура левкаса.
Беседа с А. Н. Овчинниковым В. В. Борисова и Д. В. Фомичевой П. И. Зубов
Опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря Аннотация. В статье описан опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря по технологии, разработанной Д. В. Басниным, о. Петром (Ерышаловым), П. И. Зубовым, Ю. А. Кошелевой. Подобный опыт представляется важным прежде всего для художников-практиков. Фреска – трудоемкое, технически сложное искусство, которое постепенно вытесняется более простыми техниками живописи по сухой стене, в связи с чем немногие современные художники имеют навык работы над фреской. Постепенный отказ от фресковой живописи связан также с внедрением новых технологий строительства и применением материалов, которые не дают надежного сцепления с известковым левкасом (штукатуркой), являющимся основой данной техники.

Представлены основные этапы выполнения фрески: изготовление картонов, подбор пигментов, нанесение трехслойного левкаса, последовательное послойное ведение живописи с использованием колеров. Раскрыты особенности работы пигментами с крупным и мелким зерном.

Приводятся рецептура левкаса, перечень необходимых инструментов и материалов. Описаны приемы грамотного планирования и осуществления росписи, перечислены основные трудности, возникающие в ходе создания произведений монументальной живописи на сырой известковой штукатурке в строго ограниченные сроки. Дано описание преимуществ фресковой живописи по сравнению с другими техниками настенных росписей.

Материал подан с точки зрения художника-практика, что позволяет использовать его всем живописцам, которые осваивают искусство фрески или желают его освоить. Изложенные в статье сведения могут быть полезны и всем, кто планирует украсить храм монументальными росписями, а также историкам искусства, интересующимся практическими аспектами создания фрески.

Ключевые слова: композиция в изобразительном искусстве, линейная композиция, тональная композиция, цветовая композиция, виньетирование, композиция в овале, композиция в круге, композиция в арке, символика в композиции, подобие в композиции, линия красоты, платоновы тела, Н. Э. Грин, камера - обскура, зеркало Клода Лоррена, папье-пелле.
П. И. Зубов
Опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря
Аннотация. В статье описан опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря по технологии, разработанной Д. В. Басниным, о. Петром (Ерышаловым), П. И. Зубовым, Ю. А. Кошелевой. Подобный опыт представляется важным прежде всего для художников-практиков. Фреска – трудоемкое, технически сложное искусство, которое постепенно вытесняется более простыми техниками живописи по сухой стене, в связи с чем немногие современные художники имеют навык работы над фреской. Постепенный отказ от фресковой живописи связан также с внедрением новых технологий строительства и применением материалов, которые не дают надежного сцепления с известковым левкасом (штукатуркой), являющимся основой данной техники.

Представлены основные этапы выполнения фрески: изготовление картонов, подбор пигментов, нанесение трехслойного левкаса, последовательное послойное ведение живописи с использованием колеров. Раскрыты особенности работы пигментами с крупным и мелким зерном.

Приводятся рецептура левкаса, перечень необходимых инструментов и материалов. Описаны приемы грамотного планирования и осуществления росписи, перечислены основные трудности, возникающие в ходе создания произведений монументальной живописи на сырой известковой штукатурке в строго ограниченные сроки. Дано описание преимуществ фресковой живописи по сравнению с другими техниками настенных росписей.

Материал подан с точки зрения художника-практика, что позволяет использовать его всем живописцам, которые осваивают искусство фрески или желают его освоить. Изложенные в статье сведения могут быть полезны и всем, кто планирует украсить храм монументальными росписями, а также историкам искусства, интересующимся практическими аспектами создания фрески.

Ключевые слова: фреска, техника фрески, технология фрески, фресковая живопись, известковый левкас, пигменты для фрески, ямчуга, монументальная живопись.

Visual Teaching Aids
Dmitry Astafiev
Drawing Drapery: A Step-by-Step Guide
Наглядные учебно-методические пособия
Д. С. Астафьев
Последовательное выполнение рисунка драпировки


Sharing the Artist’s Experience
Suzanne Matheson, Alex McKay
Mirroring Detroit: The Claude Mirror in America.
Afterword by Daria Fomicheva
Reviews
Natalia Besednova, Maria Yudanova
Landscape: From Sketch to Panoramic Painting
Chronicle
Iolanta Bondarenko, Yuliya Kuznetsova, Olga Krupoderova
To the 90th Anniversary of the Horse Breeding Museum
Из опыта художника
Сюзанна Мэтисон, Алекс Маккей
Отражая Детройт: зеркало Клода в США. Послесловие
Рецензии
Н. В. Беседнова, М. В. Юданова
Пейзаж. От этюда к панорамной картине
Хроника
И.И. Бондаренко, Ю.Н. Кузнецова, О.В. Круподерова
К 90-летию Музея коневодства