Выставка Н.И Андрияки «От Москвы до Берлина»

Николай  Иванович Андрияка вышел из трёх окружений, оборонял Москву и Сталинград, форсировал Днепр, освобождал Украину, Польшу и Чехословакию, участвовал во взятии Берлина, не расставаясь с карандашом и кистью.

Выставка Н.И Андрияки «От Москвы до Берлина» с 5 сентября по 29 ноября 2020 года проходит на 4-м этаже музейно-выставочного комплекса Академии.  Москва, ул. Академика Варги, 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств проходит выставка произведений замечательного русского живописца, педагога, Заслуженного художника РСФСР Н.И. Андрияки. На выставке будет представлено около 250 работ из фондов Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Центрального музея Вооруженных сил и Государственного музея обороны Москвы, а также из собрания семьи художника. Кроме того, зритель познакомится с архивными материалами — письмами, фотографиями, предметами военного времени.

Будущий художник родился в украинском городке Прилуки в семье рабочего железной дороги. Юношей он увидел работу художника, оформлявшего клуб, и с тех пор загорелся желанием научиться рисовать. В 1923 году он переезжает в Москву и устраивается на завод «Красный Пролетарий». Тогда же он поступает в художественной рабочий кружок.

Творчество Н.И. Андрияки можно разделить на три периода. Годы его учебы (1923-1936 гг.) совпали с периодом Пролеткульта, когда общество захлестнула волна споров о построении «нового искусства». Сначала Николай Андрияка учится в Москве — в студии художника Д.Н. Кардовского (по творческим взглядам убежденного реалиста), затем в Ленинграде у профессора живописи Академии художеств А.И.Савинова.

Монументальное полотно «Клятва богунцев у знамени», ставшее дипломной работой Н. Андрияки, не сохранилось. Но эскизы и наброски к нему можно увидеть на выставке. В 1939 г. Н. Андрияка становится членом Московского союза художников, участвует в крупных выставках. Тогда же он начинает преподавать в «Школе юных дарований» для художественно одаренных детей.

25 июня 1941 года Николай Андрияка уходит добровольцем на фронт. Рядовой в начале войны, он заканчивает ее в Берлине капитаном. Его фронтовая биография поражает — три окружения летом 41-го, оборона Москвы на Калининском направлении, оборона Сталинграда, форсирование Днепра, освобождение Украины, Чехословакии и взятие Берлина пережил художник. Все это время он не расставался с карандашом и красками. В тяжелых походных условиях он делал наброски тех, кто окружал его в окопах, на дорогах войны. В конце 1943 г. Н. Андрияка работает во фронтовой газете «За нашу Победу!», создает портретную галерею отличившихся в боях красноармейцев и командиров. В наследии художника сохранилось 84 рисунка с подробными комментариями — с фамилией, званием и заслугами изображаемых. В круговерти фронтовых дорог художник наблюдает безотрадную картину пожарищ и разрушений («Сожженная деревня»).

Творчество фронтового периода художника доносит до будущих поколений правдивые свидетельства ужасов войны. На выставке вы увидите опаленную войной Европу — Польшу, Чехословакию, Берлин. Ратный путь художника отмечен высокими правительственными наградами.

В 1946 году Н. Андрияка возвращается в Москву, работает в Студии военных художников им. Грекова. Вместе с другими художниками-фронтовиками создает панорамы и диорамы «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Сталинградская битва».

С 1952 г. Н.И. Андрияка полностью отдает себя преподавательской деятельности в МСХШ (бывш. «Школа юных дарований», ныне — Московская центральная художественная школа Российской академии художеств). Умение безошибочно разбираться в людях, видеть будущий талант в ребенке делало его необходимым для Школы человеком. Военное лихолетье научило художника многому — глубже развились чувства живописца, он стал особенно остро видеть красоту жизни в ее простых проявлениях, пытаясь не объяснять, а показывать ее своим ученикам. Значительную часть времени отдает пленэрной практике — «Рожь», «Жаркий день», «Осень на реке Яхроме. Деревня Свистуха» — внешне обыденные, знакомые всем виды превращались в обобщенный образ русской земли. Творчество того периода — «Старый пруд. Звенигород», «Донской монастырь», «Ранняя весна. Черная речка», «Рассвет. На Истре» проникнуто необыкновенной любовью к родному Отечеству.

Последние 8 лет жизни Н.И. Андрияка — директор МСХШ. Свой большой творческий опыт Николай Иванович передал многим известным, как в России, так и за рубежом, мастерам отечественной художественной культуры, прежде всего своему сыну, Народному художнику Российской Федерации С.Н. Андрияке, художественному руководителю Московской Школы акварели и ректору Академии акварели и изящных искусств.

Выставка, несомненно, станет одним из ярких событий года, и, пройдет в год 75-летия окончания Второй мировой войны с 3 сентября по 29 ноября в Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств.