Борис Александрович Ведерников

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ

Заслуженный художник Российской Федерации,

Член – корреспондент Российской академии художеств,

Член Московского союза художников и Союза художников России.

Яркий представитель современных российских живописцев, развивающих традиции русской реалистической школы.

Борис Александрович Ведерников родился в 1967 году. Начальные уроки художественного мастерства Борис получил от отца – Александра Филипповича Ведерникова, известного солиста Большого театра и самобытного художника-живописца. В 12 лет Борис поступил в Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова, где его профессиональные навыки и умения во многом сформировал педагог Сергей Николаевич Андрияка. В 1985 году продолжил обучение в МГХИ им. В.И. Сурикова в мастерской станковой живописи профессора В.Н. Забелина. Забелин был знатоком живописной классики и поощрял своих студентов тщательно изучать технику старых мастеров. В 1993 году Ведерников стал стипендиатом Российского Союза художников, а уже через год его приняли в Московский Союз художников. Позже он поступил в аспирантуру Российской Академии художеств, занимался в творческой мастерской академиков Алексея и Сергея Ткачевых, где продолжил образование и получил отличную профессиональную подготовку. На протяжении всего обучения учителя отмечали прирожденное качество Ведерникова-художника – находить гармонию между «постановочностью» и естественностью. Совсем молодому художнику уже удалось найти свой почерк и стиль.  Его работы приобрели творческий характер.

Что бы ни изображал живописец: подсолнухи или полевые цветы, лесные ягоды или экзотические плоды, старинные предметы или изящные кружева, романтические пейзажи или психологические портреты, – он создает повествование, располагая свои образы так точно, что перед нами не просто эпизод из жизни, а целая история с прологом и эпилогом.  Живописец мастерски играет с цветом. Богатство цветовой палитры неисчерпаемо: от глубокого насыщенного чистого цвета, яркого и звонкого до множества тонких оттенков, иногда почти прозрачных.  В своих натюрмортах Ведерников воссоздает атмосферу ушедшего времени; внимание к предметам, которые он использует, к их сокровенному подтексту позволяет художнику заключать в свои картины метафоричные авторские послания: «Старые предметы», «Ушедшее», «И была жизнь…», «Старые лампы», «Самоварный ряд». Воссоздание определенной эпохи с помощью предметов превращают эти натюрморты в эстетическое послание, которое реализуется благодаря любви к предметам и их сокровенному подтексту.

Борис Ведерников — приверженец метафоричного реализма. Для него неприемлема трактовка реализма «как в жизни». Работы, наполненные воздухом и светом, завораживают своей красотой. Его реалистический стиль отличает глубокий и внимательный подход к отбору изображаемого. Фактура ткани, ровный нежный блеск фарфора, филигранное изображение кружева, серебристый снег или подернутый дымкой вид из окна – все это бережно собранные и глубоко личные ощущения и переживания позволяют художнику создавать удивительно теплые, искренние композиции.

Произведения Б.А. Ведерникова воспевают красоту русских деревень, природу родного края, трогательный быт ушедшей эпохи.

Художник очень любит путешествовать. Создает серию работ по наиболее запомнившимся и запавшим в душу странам. Места, где он побывал, дарили ему неисчерпаемые мотивы для новых и новых произведений.  Картины художника дают возможность «совершить незабываемое путешествие» по Италии, красивейшим уголкам России, где автор передает все свое восхищение окружающей природой. И, конечно, «прогуляться» по уютным улицам родной и любимой Москвы.  Автору по-своему удается передать чувство необъятного простора русской земли. Обращаясь к пейзажной живописи он во всем остается продолжателем традиций русской живописной школы: «Пейзаж с охотниками», «Раннее утро», «Мартовский вечер. Томск», «В лесной глуши», «Морозный день», «Январская ночь», «Февраль».

В работе над портретом художник зарекомендовал себя незаурядным живописцем-психологом. Работы любимых русских портретистов – В. Тропинина, О. Кипренского, И. Крамского стали его образцами. Глубокое проникновение в душу модели, используя при этом минимальные художественные средства – задача чрезвычайно сложная – оказалась по плечу Борису Ведерникову. Авторская строгость и сдержанность дополнительно высвечивают личность модели.

Борис Александрович постоянный участник крупных художественных проектов, таких как «Россия», «Мир живописи», «Искусство сегодня». Участник выставок Союза художников с 1987 г.  Персональные выставки Б.А. Ведерникова проходили в Боровске , Красногорске, Фрязино,  Серпухове,  Коломне, Щелкове,  в  разных музеях и выставочных залах Москвы, в Томском областном художественном музее , Вятском художественном музее, а также в галереях  Лондона и Пекина.

Картины Б.А. Ведерникова хранятся в художественном музее Томска, Вятском художественном музее в частных коллекциях в России и за рубежом.

С 2012 г. Борис Александрович работает в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Доцент кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств. Является одним из разработчиков рабочей программы дисциплины «Масляная живопись» и преподает дисциплину «Масляная живопись» основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы специалитета 54.05.05 Живопись и изящные искусства.

ВНЕШНЕЕ ПРИЗНАНИЕ

Государственные и общественные награды:

  1. В 1993 г. – обладатель стипендии Российского Союза художников;
  2. Медаль «200 лет Министерству обороны» (2002 г.);
  3. Памятный знак «45 лет Центру профессиональной подготовки УТ МВД России по ЦФО» (2017 г.);
  4. Орден «За службу России» (2018 г.);
  5. Орден «За благородство помыслов и дел» (2019 г.);
  6. Медаль «Органам внутренних дел на транспорте 100 лет» (2019 г.).

Награды Российской Академии Художеств:

  1. Дипломы (2002, 2012 гг.),
  2. Серебряная медаль (2014 г.).

Грамоты и Благодарности:

  1. Грамота: Указ Великой княгиней Марией Владимировной, главой Российского императорского дома о возведении в достоинство кавалера Императорского и Царского ордена Святого Станислава, на право ношения орденского знака третьей степени за заслуги перед отечественной культурой (Мадрид, 2022 г.).
  2. Грамота Академии акварели за многолетний добросовестный труд (2022 г.).

Благодарность Музея-панорамы «Бородинская битва» за участие в выставочном проекте «Россия. Великая судьба», посвященная 175-летию В.И. Сурикова (2023 г.).