Ревизор.ру поговорил с молодой художницей Марией Барановской о творчестве, художественном образовании и о жизни художников в современной России.
Автор: Настя Кукушкина
Мария – молодая художница из Москвы, студентка четвертого курса Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. В двадцать один год она – активный участник российских и зарубежных выставок, а также почетный член Международной академии современных искусств.
Мария, расскажите, как вы начали рисовать и как пришли к тому, чтобы стать художницей?
Я выросла в творческой семье. Родители с детства прививали мне любовь к искусству, я закончила музыкальную школу с отличием, профессионально занималась театром на протяжении десяти лет, занималась также литературным творчеством. Но всегда была тяга к рисованию. С пяти лет я посещала изостудию, а в 11 лет мама отдала меня в художественную школу Сергея Андрияки в Гороховском переулке. Я сдала экзамены и начала учиться на бюджетном отделении. Помню, как меня маленькую очаровало само здание: восхитительное, похожее на волшебный замок, классы, наполненные светом. Мне очень понравился метод обучения: преподавательница выполняла задания вместе с нами шаг за шагом, учила аккуратному штриху. Я узнала совершенно новую для себя технику – многослойной акварели. Художественная школа стала для меня вторым домом. Мне очень нравилось писать акварелью, нравилась неповторимая атмосфера: тепла, уюта, творчества. Мне никогда не хотелось пропускать занятия.
Есть мнение, что человека искусства нельзя научить творить. Можно дать какие-то основы, техники, привить художественный вкус, а вот научить быть творцом, если он не был им рожден, нельзя. Согласны?
Мне кажется, человека можно научить рисовать. Объяснить методику, основы анатомии, композиции, перспективы. Но, когда мы говорим «творец», мы говорим о человеке, который создает, фантазирует. Можно научить выходить за рамки обыденного восприятия мира, но только если человеку это интересно. Важно научить его видеть красоту и мыслить обширно, не подавлять творческое мышление, а развивать его. Наши преподаватели всегда делают акцент на том, чтобы мы старались искать интересные композиции, новые решения. Всегда учат нас видеть цвет, уделять внимание световоздушности, в общем, творить в прямом смысле.
Говорят, что талант – это, конечно хорошо, но 90% успеха – это труд. В изобразительном искусстве это справедливо?
Труд всегда на первом месте, но необходимо и постоянное развитие. Человек искусства должен быть открыт всему новому и миру в целом. Он должен не просто много рисовать, но и искать новые решения, идти в ногу со временем. А каждую свою новую работу он должен искренне стараться сделать лучше предыдущей.
Расскажите немного о ваших кумирах в мире искусства, ориентирах.
Я из творческой семьи, поэтому первыми ориентирами были мои родители, которые во всем меня поддерживали. Потом, когда я познакомилась с творчеством Сергея Николаевича Андрияки, он стал для меня кумиром. Его трудолюбие и талант, непревзойденное мастерство в акварели – это то, к чему всегда хотелось и хочется стремиться.
Мне интересно совершенно разное: испытываю огромное уважение к классическому искусству, особенно к эпохе Возрождения. Это особое внимание к благородству форм, к человеку, его духовному началу. Все эти жизнеутверждающие идеи мне очень близки. Я привыкла видеть в окружающем мире и в людях свет. Когда пишу модель, мне всегда хочется найти ее лучшие качества, уделить внимание ее внутреннему миру.
Восхищаюсь, конечно же, шедеврами Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли. Когда я посещала Сикстинскую капеллу в Ватикане, у меня в буквальном смысле перехватило дух, и я полтора часа не могла выйти оттуда, наслаждаясь великим искусством.
В академизме мне нравится художник Вильям Бугро, французский представитель салонного академизма XIX века. Восхищает чистота и возвышенность его образов. Кроме того, мне близок импрессионизм, идея изображения настроения, превосходства цвета. Очень нравится цветовая палитра Ван Гога, Моне, возможность через эти цветовые переливы и сочетания передать атмосферу воздушности в работе. А после посещения международной выставки современного искусства в Швейцарии «Арт Базель» я пересмотрела свой взгляд на современное искусство. Это мастерское использование нестандартных материалов и нестандартных техник действительно иногда помогает очень ярко отразить прогрессивные идеи в новом формате.
Хочется поговорить с вами о жизни художника в современной России. Какие есть условия для самореализации?
В России довольно много возможностей для развития. Особенно поддерживается творчество молодых художников. Существуют выставки, фестивали, конкурсы, различные арт-проекты, в которых можно принять участие. Много арт-союзов, в которые можно вступить, они организовывают выставки в совершенно разных галереях и госучреждениях. Мне кажется, тут важно само искреннее желание и стремление идти вперед, тогда возможности обязательно найдутся.
Расскажете о самой интересной и запоминающейся выставке, в который вы участвовали?
Выставка в Манеже называлась «Академия и школа акварели Сергея Андрияки» и была очень масштабной. Я могу, наверное, назвать ее самой яркой. Там было представлено много моих работ, и это была большая честь – поучаствовать в выставке в центре Москвы, в Манеже. Еще одна запоминающаяся выставок была в городе Ларнака на Кипре, она называлась «Город и человек». Это была моя первая международная выставка. Кипрская атмосфера моря и солнца тоже очень запомнилась.
Насколько сейчас востребован академический стиль?
Мне кажется, очень важно иметь академическую школу за спиной, научиться рисовать, чувствовать цвет, композицию, учиться на опыте классиков. Каждый решает для себя, чем он будет дальше заниматься и в какую сторону идти, но привить любовь к классике – это очень важно.
Если художник решает реализовать себя именно в академическом стиле, насколько он будет успешен?
Мне кажется, что в любом стиле и в любом направлении важно понять, что нужно аудитории, и суметь привлечь внимание к своему творчеству. Не нужно бояться преимущества других художников. И реалистическое искусство может быть по праву оценено сегодня: мастерски выполненные работы всегда в цене. Но современность тоже важна. Нужно идти в ногу со временем, сочетать какие-то новые идеи и классическую школу.
Многие люди творческих профессий сталкиваются с проблемой коммерциализации своего творчества, задаются вопросом – как сделать так, чтобы искусство могло финансово обеспечить жизнь. Можно ли сегодня заработать на творчестве?
У меня пока нет большого опыта продажи картин. Сейчас я прежде всего учусь и пытаюсь взять для себя как можно больше полезного от процесса обучения. Пока я творю для себя, ищу свой стиль, пробую различные техники. Мне кажется, для продажи важно понять, что интересует людей, как-то привлечь их, оказаться в центре событий.
Часто художники уходят в смежные области: преподают, делают что-то более массовое – не картины, а, например, керамику или одежду. Вы не думаете об этом?
Может быть, я пока что ищу себя. У нас в академии изучается много различных техник, в которых можно себя попробовать. Мы занимаемся и гончарным делом, и керамикой – это целые отрасли, которые тоже прекрасны и очень важны для искусства в целом. Мне кажется, что для любого искусства важна идея, свое видение и качество исполнения. Важно не бояться делиться своими идеями, участвовать в различных мероприятиях, общаться с людьми.
Мне кажется, это отличный универсальный совет всем начинающим художникам.
Хочется пожелать ничего не бояться, идти к своей цели. Очень важно начать, сделать шаг, выйти из зоны комфорта и начать свой творческий путь.