CONTENTS

СОДЕРЖАНИЕ


Teacher's Workshop

Sergey Andriaka
An Analysis of Old Masters’ Still Lifes
Педагогическая мастерская

Сергей Андрияка
Анализ натюрмортов старых мастеров
Sergey Gonkov
Working on Illustrations for a Book Tsars and Princes of Moscow
Abstract: The article expounds the method used when the author created three book illustrations on a given historical theme: “The Feast of Ivan the Terrible”, “Ermak” and “Tsar Alexei Mikhailovich”. The step-by-step description explains how the artist worked on a concept of the composition, a story behind the illustration, a foresketch, a sketch, detailed preparatory drawing, and an illustration in the egg tempera painting technique. The paper describes the sequence of actions when construing the plot of the illustration, the iconography of the characters, the search for stylistics and color solutions, and also explains the choice of the optimal technique. The work on the illustration was carried out in parallel with the study of a large array of historical visual materials, primarily the Russian iconographic tradition of the 16th –17th centuries, which was subsequently elaborated and adapted to a specific artistic task. The author also tells about the process of creating an initial sketch of the composition, achieving a more precise image in the course of studying the sources, the search for a multi-level solution and semantic overtones of the illustration, the elaboration of characters and color symbolism, work with silhouettes and contrasts. As a teaching and learning aid in book graphics the article is relevant to teaching artists, students of art schools, professional and amateur artists, as well as art historians.

Keywords: book graphics, illustration, composition of illustration, illustration foresketch, illustration sketch, creative image in illustration, sequence of work on an illustration.
Сергей Гонков
Работа над иллюстрациями к книге «Цари и князья Московские»
Аннотация: В статье раскрывается метод работы над тремя книжными иллюстрациями на заданную историческую тему: «Пир Грозного», «Ермак» и «Царь Алексей Михайлович». Описана поэтапная работа над замыслом композиции, сюжетом иллюстрации, фор-эскизом, эскизом, проработанным картоном, иллюстрацией в технике яичной темперы. Автор описывает последовательность разработки сюжета иллюстрации, иконографии персонажей, поиска стилистики, цветового решения, поясняет выбор оптимальной техники. Работа над иллюстрацией ведется параллельно с изучением большого массива исторических изобразительных материалов, прежде всего русской иконописной традиции XVI–XVII вв., для последующего использования, переработки и адаптации к конкретной художественной задаче. Описан процесс создания первоначального эскиза композиции, уточнения художественного образа в ходе исследования материалов, поиск многоуровневого решения и смыслового подтекста иллюстрации, разработка характеров и цветовой символики, работа с силуэтами и контрастами. Статья представляет собой учебно-методический материал для преподавания книжной графики, актуальна для художников-педагогов, учащихся художественных учебных заведений, профессиональных художников и художников-любителей, а также искусствоведов.

Ключевые слова: книжная графика, иллюстрация, композиция иллюстрации, фор-эскиз иллюстрации, эскиз иллюстрации, художественный образ в иллюстрации, последовательность работы над иллюстрацией.
Yury Smirnov
Developing Composition of Easel Painting: Tips for Students
Юрий Смирнов
Построение композиции станковой
картины: советы студентам
Lev Lifshitz
The Sequence of Tiffany Stained-Glass Production:
Stained-Glass Assembly
Abstract: The article describes the final stages of a stained-glass panel assembly in the Tiffany technique: grinding of pieces, wrapping them with a copper foil tape, soldering, framing and cleaning the finished stained-glass window in line with all safety precautions. Adherence to the given recommendations ensures that all assembly steps are carried out in optimal time, in a mode that is convenient and safe for the work performer, the amount of valuable materials is lessened, and life of expensive equipment is extended. The paper finalizes a series of articles which cover the basics of working with stained-glass windows in the Tiffany technique. The previous articles, published in the first three issues of Secreta Artis, have described the development of the graphic part, equipment for the workshop, preparation of the workplace and the initial stages of the assembly. The text characterizes the best purchasable materials, equipment and tools in the current Russian market. The above-mentioned types of work only require accuracy and practice, therefore the proposed description is suitable for both professional and amateur work.

Keywords: Tiffany stained-glass, stained-glass technique, stained-glass panel assembly, soldering, brass profiles, grinding of pieces, copper foil, applying patina.
Лев Лифшиц
Последовательное выполнение витража в технике Тиффани: процесс сборки витража
Аннотация: В статье представлены завершающие стадии сборки витража в технике Тиффани: обтачивание деталей, оборачивание медной лентой и спайка, обрамление и очистка готового витража при соблюдении всех мер безопасности. Придерживаясь данных рекомендаций, все этапы сборки возможно осуществить в оптимальный срок, с меньшим расходом ценных материалов, в режиме, удобном и безопасном для исполнителя и сохраняющем дорогостоящее оборудование. Статья является заключительной в цикле вышедших в первых трех номерах журнала «Secreta Artis» очерков об основах работы с витражом Тиффани, которые посвящены разработке графической части, оборудованию мастерской, подготовке рабочего места и начальным стадиям сборки. Описанные в тексте материалы, оборудование и инструменты – наилучшие из представленных в России в данное время. Упомянутые виды работ требуют лишь аккуратности и практики, поэтому предложенное описание подходит как для профессионального, так и для любительского творчества.

Ключевые слова: витраж Тиффани, техника витража, сборка витража, пайка, латунный профиль, обтачивание деталей, медная фольга, патинирование.

Art as Science:
Theory, Techniques &
Technologies of Fine Arts

Искусство как наука:
теория, техники и технологии
изобразительных искусств


Painting Panels.
Viktor Borisov and Daria Fomicheva’s
Interview with Adolf Ovchinnikov

Доски для живописи.
Беседа Виктора Борисова и Дарьи
Фомичевой с Адольфом Овчинниковым
Elena Romanova, Pavel Kandyba, Aleksandr Tolstikov
Revisiting the Attribution of the Portrait
by A. P. Ostroumova-Lebedeva
Abstract:The article deals with a portrait of Sergey Vasilyevich Lebedev, an outstanding Russian chemist, created by his wife Anna Petrovna Ostroumova-Lebedeva and kept in the Archive of the Russian Academy of Sciences in Moscow. It is unknown when and how it came to the Archive and there is no reliable information on its provenance and history, therefore complex technical and technological research has been undertaken to confirm the authenticity of the picture. This research has revealed the hidden author’s signature, established technological characteristics of the canvas and certain composition peculiarities, and provided reliable data on the composition of pigments and paint binders, mineral and organic components of the primer.

Keywords: Archive of the Russian Academy of Sciences, portrait, canvas, state of preservation, primer, mineral components of the primer, organic components of the primer, pigments of the paint layer, binders of the paint layer.
Елена Романова, Павел Кандыба, Александр Толстиков
К вопросу об атрибуции портрета
работы А. П. Остроумовой-Лебедевой
Аннотация: В работе представлен неизвестный портрет выдающегося химика Сергея Васильевича Лебедева, созданный его женой Анной Петровной Остроумовой-Лебедевой и хранящийся в Архиве Российской академии наук в Москве. Неизвестно, когда и как он оказался в фондах Архива, нет достоверной информации об истории его создания и бытования, поэтому для подтверждения подлинности картины был проведен комплекс технико-технологических исследований. В результате проделанной работы удалось выявить скрытую авторскую подпись, определить технологические характеристики холста и некоторых особенностей построения изображения, получить достоверные данные относительно состава пигментов и связующих красочного слоя, минеральных и органических компонентов грунта.

Ключевые слова: Архив РАН, портрет, холст, состояние сохранности, грунт, минеральные компоненты грунта, органические компоненты грунта, пигменты красочного слоя, связующие красочного слоя.

Marina Korotayeva
On Similarities and Differences between
Techniques of Tiffany Stained-Glass and
Florentine Mosaic

Марина Коротаева
Об общем и особенном в техниках
витража Тиффани и флорентийской
мозаики

History & Philosophy
of Culture & Art

Aleksandra Strukova
1960s Lithographs by Alexander
Vedernikov:
A Game of Stylization

Chronicle

Daria Trubakova
2018 Fall Exhibition Season in Sergey
Andriaka Academy
of Watercolor and Fine Arts
Olga Volokitina
Exhibition
“Fairy Tales from the Russian Wood”
Natalia Kurbatova, Daria Fomicheva
Doors Open Day in Sergey Andriaka
Academy of Watercolor
and Fine Arts
Contents of 2018 SA
Issues No. 1–4
Corrected Pages for Sergey Andriaka’s
Material “Watercolor Landscape: Basic
Motifs” (SA 2 (02) (2018), pp. 66–69)

История и философия
культуры и искусства

Александра Струкова
Литографии Александра Ведерникова
1960-х годов:
игра в стилизацию

Хроника

Дарья Трубакова
Осенний выставочный сезон 2018 года в
Академии акварели
и изящных искусств Сергея Андрияки
Ольга Волокитина
Выставка
«Сказки русского леса»
Наталья Курбатова, Дарья Фомичева
День открытых дверей в Академии
акварели и изящных искусств
Сергея Андрияки
Содержание номеров журнала
«Secreta Artis» № 1–4 за 2018 год
Исправленные страницы к статье Сергея Андрияки «Акварельный пейзаж: базовые мотивы» (SA. 2018. № 2 (02). С. 66–69)

Подписной индекс журнала в каталоге "Газеты. Журналы.
2 полугодие 2019" агентства Роспечать

81041