Научно-методический журнал Secreta Artis

АРХИВ НОМЕРОВ



РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

EDITORIAL BOARD

Андрияка С. Н.
народный художник РФ , академик Российской академии художеств, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, заведующий кафедрой рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки,
главный редактор

Беседнова Н. В.
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской академии художеств, доцент кафедры живописи, рисунка, композиции и изящных искусств, художник-методист художественно-методического отдела Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Волокитина О. В.
заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент кафедры живописи, рисунка, композиции и изящных искусств, художник- методист художественно-методического отдела Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Гонков С. Г.
доцент кафедры живописи, рисунка, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, заместитель председателя Правления Отделения «Московский эстамп» отделения «Ассоциация художников графических искусств» региональной общественной организации «Московский союз художников»

Иванова И. Ю.
кандидат искусствоведения, заместитель декана факультета изобразительного искусства, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Курбатова Н. В.
кандидат педагогических наук, первый проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, декан факультета дополнительного образования Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, председатель Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» города Москвы

Овчинников А. Н.
заслуженный деятель искусств РФ , почетный член Российской академии художеств, художник-реставратор высшей квалификации мастерской реставрации темперной живописи Всероссийского художественного научно- реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря

Прозоров В. Б.
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова,
заместитель главного редактора
Третьякова Н. Е.
кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Фомичева Д. В.

член-корреспондент Российской академии художеств, проректор по научной работе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки,
первый заместитель главного редактора

Хлебников Г. В.
кандидат философских наук, заведующий отделом философии Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН ) Российской академии наук

Чуплыгина Л. В.
художник книги
художественный редактор

Школяр Л. В.
доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, член Бюро Отделения образования и культуры Российской академии образования
Editor-in-Chief
Sergey Andriaka
People’s Artist of the Russian Federation Full Member, Russian Academy of Arts Principal, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Head, Department of Drawing, Painting, Composition and Fine Arts, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Natalia Besednova
Honored Artist of the Russian Federation. Corresponding Member, Russian Academy of Arts Associate Professor, Department of Drawing, Painting, Composition and Fine Arts, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Olga Volokitina
Honored Artist of the Russian Federation Corresponding Member, Russian Academy of Arts Associate Professor, Department of Drawing, Painting, Composition and Fine Arts, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Sergey Gonkov
Associate Professor, Department of Drawing, Painting, Composition and Fine Arts, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Vice Chairman of the Board, Division “Moscow Printmaking” of the Association of Graphic Artists of the regional public organization “Moscow Union of Artists”

Irina Ivanova
Candidate of Art Criticism Vice Dean, Faculty of Visual Art, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Associate Professor, Department of Humanities, Social Sciences and Economics, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Natalia Kurbatova
Candidate of Pedagogical Sciences First Provost, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Dean, Further Education Faculty, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Chairwoman, Association of Teachers in Educational Field “Art”, Moscow

Adolf Ovchinnikov
Honored Cultural Worker of the Russian Federation Honorary Member, Russian Academy of Arts Art Restorer of the Highest Class, Tempera Painting Restoration Workshop of The Grabar Art Conservation Center

Senior Editor
Vadim Prozorov
Candidate of History Senior Research Fellow, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts Associate Professor, Faculty of History, Moscow State Lomonosov University

Natalia Tretyakova
Candidate of Art Criticism Provost for Research, Surikov Moscow State Academy Art Institute Assistant Professor, Department of Humanities, Social Sciences and Economics, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Deputy Chief Editor
Daria Fomicheva

Corresponding Member, Russian Academy of Arts Provost for Research, Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts

Georgiy Khlebnikov
Candidate of Philosophy Head, Department of Philosophy, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Art Editor
Lada Chuplygina
Book illustrator

Lyudmila Shkolyar
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Full member, Russian Academy of Education Bureau Member, Education and Culture Branch, Russian Academy of Education

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Афонасин Е. В.
доктор философских наук, профессор философского факультета Новосибирского государственного университета, руководитель Центра изучения древней философии и классической традиции, главный научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, главный редактор журнала «ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция» (Новосибирск)

Коробейников Д. А.
кандидат исторических наук, доктор философии Оксфордского университета (Oxford, UK), профессор Университета штата Нью-Йорк в Олбани (Albany, USA)

Мартынов В. И.
композитор, музыковед, философ

O’Хэнлон Д.
директор «Natural Pigments» (California, USA)

INTERNATIONAL EDITORIAL BOARD

Eugene Afonasin
Doctor of Philosophy
Professor, Faculty of Philosophy,
Novosibirsk State University
Head, Center for the Study of Ancient Philosophy
and Classical Tradition Chief Research Fellow,
Institute of Philosophy and Law,
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
Editor-in-Chief,
ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Traditi

Dmitry Korobeynikov
Candidate of History
Doctor of Philosophy (University of Oxford, UK)
Associate Professor, University at Albany,
State University of New York (USA)


Vladimir Martynov
Composer, Expert in Modern and Ancient Music, Philosopher

George O’Hanlon
Director, Natural Pigments (California, USA)


В ажнейшая задача научно-методического журнала «Secreta Artis» – возрождение лучших традиций классического изобразительного искусства, воссоздание и развитие европейской системы художественного образования.
Во времена расцвета искусств практический опыт передавался из уст в уста, от мастера к ученику, но сегодня по очень многим направлениям у нас нет подобного опыта, так как отсутствуют его носители. Поэтому Академия ведёт поиск этих знаний, собирая их по крупицам и осваивая, сопоставляя данные архивных документов и публикаций, анализируя материалы реставрационных и научных лабораторий, стараясь претворить в жизнь приобретённые умения, действуя методом проб и ошибок, проверяя теорию опытным путём. Именно это сегодня для нас наиболее важно. Без такой работы нам тяжело двигаться вперёд, т. к. мы упираемся в непреодолимое препятствие: незнание на должном уровне техники и технологии, теории и практики изобразительных искусств.
Академия акварели и изящных искусств – неоклассическая академия нового типа, один из ведущих методических центров художественного образования в России. Только в том случае, если сами художники-педагоги Академии получат серьёзную теоретическую подготовку и практически овладеют этой теорией, они смогут передать ученикам свои знания и навыки.
Одна из ключевых проблем современной академической школы изобразительных искусств, важнейшая причина, по которой мы сегодня не можем хорошо рисовать или лепить, – буквально рабская зависимость художника от натуры. Мастер должен создавать образ, а не физиологическое подобие натуры, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Однако для воплощения художественного образа необходимы фундаментальные знания, которых остро не хватает в современной системе образования.
Рисуя на занятиях по пластической анатомии череп, студенты изучают общие закономерности строения человеческой головы, а не изображают череп конкретного человека. Почему же при переходе к работе с натурщиком мы вдруг начинаем рисовать человека во всей прелести его индивидуальной физиологии? И потом, став профессиональными художниками, мы не в состоянии освободиться от рабской прикованности к натуре. Это нелепо.
Хорошо то искусство, которое занимается созданием художественного образа. Эта традиция была ещё жива в советский период. Например, «Родина-мать» Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане – собирательный женский образ, «Перекуём мечи на орала» – яркое олицетворение советского Геракла. Умением воплотить обобщённый, типизированный образ владели все хорошие советские художники.
Современная почти рабская зависимость неоклассического художника от натуры приземляет академическую традицию. Эта скованность обусловлена именно тем, что ушло знание, о котором никто не говорит, а у художника осталась только натура и больше ничего. Но, повторюсь, если нет знания, образ создать невозможно и свобода творческого воображения немыслима.

S Secreta Artis, the academic journal devoted to issues of art and art teaching methodology, aims to revive the best traditions of classical fine art, re-create and build on the European system of fine arts education.
In the past, when fine arts flourished, practical experience was passed on by word of mouth from masters to students. Today we lack such expertise in many areas, since bearers of professional secrets are no longer with us. This explains why the Academy conducts research to contribute to the body of such knowledge, collating and testing bits of evidence, comparing data from archival documents and publications, analyzing material from the restoration and science labs, trying to put the acquired skills into practice, proceeding by trial and error, i. e. testing theory through its application. This is our priority. Unless we do this work, we will hardly be able to move forward because ignorance in the field of technique and technology, theory and practice of fine arts is an insurmountable obstacle.
The Academy of Watercolor and Fine Arts is a neoclassical academy of a new type, and one of the leading methodological centers of the art education education in Russia. Its artists-teachers will only be able to communicate their knowledge and skills to students if they receive thorough theoretical training and learn how to apply this theory to practice.
One of the key problems of the modern academic school of fine arts, and the most important reason why today we cannot make beautiful drawings or sculptures, is the artist's slavish imitation of nature. The master must create an image, not a literal representation of the objects of observation, be it a portrait, a landscape or a still-life. However, to obtain a masterful image, we need fundamental knowledge, which is sorely lacking in the contemporary system of education.
Drawing a skull in the class of artistic anatomy students examine general patterns of the structure of a human head and do not depict the skull of a particular person. Why then, going on to work with the live model, we suddenly start drawing a person in all the charm of their individual physique? Later, becoming professional artists, we are not able to free ourselves from blind devotion to nature. This is ridiculous.
Great is the art that produces powerful images. This tradition was still alive in the Soviet period. Vuchetich is a brilliant example. His «Motherland Calls» on Mamayev Kurgan in Volgograd evokes a collective image of all women, and «Let Us Beat Our Swords into Ploughshares» is a vivid embodiment of the Soviet-style Hercules. All accomplished Soviet artists knew how to create a generalized, typified image.
The slavish dependence of a neoclassical artist on nature debases the academic tradition. This constraint is due precisely to the fact that we have lost knowledge, which no one recalls nowadays, so the artist is merely left with nature to imitate. And yet, without knowledge, the image cannot be created and the freedom of the artist’s creativity is unattainable.


Подписной индекс журнала в каталоге "Газеты. Журналы. I полугодие 2019" агентства Роспечать

81041

Учредитель: ФГБОУ ВО Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки


Перевод названия на государственный язык РФ: Секреты искусства

Адрес редакции: 117133, г. Москва, ул. Академика Варги, д. 15

Примерная тематика и специализация: Образовательная (педагогика, теория и история искусства, эстетика)

Форма периодического распространения: Периодическое печатное издание, журнал

Языки: русский, английский

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны

Периодичность: ежеквартальный
Постоянные рубрики:
- Искусство как наука: теория, техники и технологии изобразительных искусств
- Педагогическая мастерская
Реклама в соответствии с законодательством РФ

Контактное лицо: Фомичева Дарья Владимировна, проректор по научной работе

Моб.: 8 916 0992920

fomichevadv@aaii.ru
fomichevadar@yandex.ru