CONTENTS

Art as Science: Theory, Techniques & Technologies
of Fine Arts

СОДЕРЖАНИЕ

Искусство как наука: теория, техники и технологии изобразительных искусств


Sergey Andriaka
Painting Composition: Sketch Design and Use of Life Studies
Abstract. The article presents the principles of a professional approach to the execution of a preliminary sketch and usage of life studies in educational and creative painting. At the crux of the analysis lie objective complications that professional artists and students of art schools encounter while transforming a small-sized sketch into a large format, as well as potential negative consequences of unnecessarily detailed composition design. It delineates major tasks (search for the composition layout, location of its center and general masses, scale ratios) that are to be fulfilled under an optimally structured preparation of the sketch.
Fine art masterpieces are employed to illustrate the principles of developing life study material for the execution of the conceived painting project, as well as changes in work techniques (from life drawings to full-color life-based painting sketches), which are entailed by the change of artists’ goals and objectives in the creation of paintings pertinent to various periods of the classical European school of fine arts.
Particular attention is paid to the prioritization of the idea and artistic imagery over the life study material, combined with the need to cultivate artist’s ability to visualize the composed work of fine art and successfully implement this visualization in the intended format of the painting, while preserving valuable emotional components of the artist’s work.

Keywords: sketch, painting sketch, life studies, life sketching, composition, painting composition, picture composition.
Сергей Андрияка
О работе над эскизом и натурным материалом к композиции
Аннотация. В статье представлены принципы профессионального подхода к выполнению предварительного эскиза и натурного материала к учебным и творческим произведениям живописи. Проанализированы объективные проблемы, которые возникают у профессиональных художников и учащихся художественных учебных заведений при переводе эскиза небольшого размера в крупный формат, а также потенциальные негативные последствия излишне детального выполнения эскиза композиции. Сформулированы главные задачи (поиск схемы композиции, расположения ее центра и общих масс, соотношений масштабов), которые необходимо решать при оптимально построенной работе над эскизом.
На примере шедевров изобразительного искусства рассмотрены принципы создания натурного материала к сочиненным композициям, а также изменение приемов работы (от натурных рисунков к натурным цветным живописным этюдам), что связано с изменением целей и задач художника при создании живописных композиций в различные периоды существования классической европейской художественной школы.
Особое внимание уделено приоритету замысла и художественного образа над натурным материалом, а также необходимости развивать способность художника визуализировать сочиняемое произведение изобразительного искусства и удачно воплощать данную визуализацию в задуманном формате произведения живописи, сохраняя ценные эмоциональные составляющие работы художника-профессионала.

Ключевые слова: эскиз, эскиз картины, натурный материал, натурный этюд, композиция, композиция в живописи, композиция картины.
E. Green
Landscape Composition: Prescriptions of the European School of Fine Arts of the 19th Century.
Part I: Linear Composition (translation and commentary by D. V. Fomicheva)
Abstract. The publication represents an adapted abridged translation and commentary on the text of the classic textbook on the linear landscape composition, authored by N. E. Green, one of the leading English art teachers of the 19th century (1823–1899). N. E. Green examines numerous aspects of the linear landscape composition, including difficulties in choosing a landscape motive, a befitting angle, ways of conveying the depth of space, methods of vignetting and condensation, complications of professional work with lines, arrangement of figures in a landscape. The commentary of D. V. Fomicheva, supplementing the recommendations of N. E. Green, invokes a wide range of most popular self-instruction manuals for artists of the 19th century, repeatedly published in England, France, Germany and Russia. These materials confirm the existence of a deeply developed theoretical base with regard to painting composition in the classical European art tradition.
Modern artists’ knowledge of the classical theory of linear landscape composition gives the key to understanding the general principles of the 19th century painting, as identical laws of composition applied to all of its genres. Moreover, these materials provide an insight into the previous schools of painting and allow one to reconstruct many of the forgotten valuable elements of classical teaching methods.

Keywords:painting composition, landscape composition, linear composition, figures in a landscape, N. E. Green, vignetting, Claude Glass, camera lucida, camera obscura.
Натаниэль Грин
Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия
(перевод и комментарий Дарьи Фомичевой)
Аннотация. Публикация представляет собой сокращенный адаптированный перевод и комментарий к тексту классического пособия по линейной композиции пейзажа, автором которого является один из ведущих английских художников-педагогов XIX столетия Н. Э. Грин (1823–1899). Н. Э. Грин рассматривает многочисленные аспекты линейной композиции пейзажа, включая проблемы выбора пейзажного мотива, его удачного ракурса, способы передачи глубины пространства, приемы виньетирования и конденсации, задачи профессиональной работы с линиями, компоновки фигур в пейзаже. В комментарии Д. В. Фомичевой, дополняющем рекомендации Н. Э. Грина, широко привлекаются материалы наиболее популярных в XIX в. самоучителей для художников, многократно публиковавшихся в Англии, Франции, Германии и России. Данные материалы подтверждают существование глубоко разработанной теоретической базы композиции в классической европейской художественной школе.
Современному художнику знание классической теории линейной композиции пейзажа дает ключ к пониманию общих принципов сочинения живописных произведений XIX в., так как законы композиции были едины во всех жанрах живописи. Помимо этого, данные материалы позволяют получить представление о предшествующих школах живописи, реконструировать многие забытые ценные элементы классических методик преподавания.

Ключевые слова:композиция в живописи, композиция пейзажа, линейная композиция,фигуры в пейзаже, Н. Э. Грин, виньетирование, зеркало Клода, камера-люцида, камера-обскура.

Teacher’s Workshop

Педагогическая мастерская


Lev Lifshitz
Glass Cutting Technique in Three Hours
Abstract. The article is based on the author’s work with the students of the Academy of Watercolor and Fine Arts of Sergey Andriaka. Delving deeply into the methods of teaching professional techniques for cutting art glass; the article talks about the application of the Tiffany technique, the experience of training craftsmen and outlines the necessary tools and materials with the justification of their choice. The exercises proposed by the author show the finest levels of work in a stained-glass workshop thus equipping those interested with the fundamental knowledge on the mechanical properties of art glass. It also offers insight into the complexity of the process and explains the purpose and correct use of tools and their safety measures. The author offers exercises on the mastering of straight, curved, S-shaped cuts, glass carving along the circumference and many more. Each exercise gradually increases in difficulty, helping to consolidate learned techniques and allowing learners to confidently advance to new tasks. The skills that will be acquired are essential for the artist to competently design the graphic part of the stained glass and produce the sketch and cartoon.
The technique proposed by the author is recommended for teaching stained glass in line with the programmes of higher, secondary, pre-vocational and additional education in art schools.
The duration of the lesson on glass cutting is three hours, with the inclusion of a twenty-minute break.

Keywords:stained glass, Tiffany stained glass, stained glass technique, stained glass teaching techniques, art glass cutting technique, teaching of art glass cutting, stained glass tools.
Лев Лифшиц
Техника резки стекла за три часа
Аннотация. В статье подробно описана методика преподавания профессиональных приемов резки художественного стекла, основанная на опыте работы автора со студентами Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в технике витража Тиффани, а также на практике обучения мастеров. Перечислены необходимые инструменты и материалы с обоснованием их выбора. Упражнения, предложенные автором, позволяют дать основные знания о механических свойствах художественного стекла, назначении и правильном использовании инструментов, технике безопасности, представление о трудоемкости процесса и оптимальной организации работы в витражной мастерской. Автор предлагает упражнения на освоение прямого, дугообразного, S-образного резов, вырезание стекла по окружности и т. д. Каждое упражнение последовательно усложняется, помогая закрепить усвоенные технические приемы и уверенно перейти к новой задаче. Полученные навыки необходимы художнику-витражисту для грамотной разработки графической части витража, эскиза и картона витража.
Предложенная автором методика рекомендуется для преподавания витража по программам высшего, среднего, предпрофессионального и дополнительного образования в художественных учебных заведениях.
Урок по обучению технике резки стекла рассчитан на три часа с двадцатиминутным перерывом.

Ключевые слова:витраж, витраж Тиффани, техника витража, методика обучения искусству витража, техника резки художественного стекла, обучение резке художественного стекла, инструменты для витража.
Sergey Gonkov
Working on Illustrations and
Design of A. D. Mityaev’s Book “Russian Fleet Stories”: Idea Behind the Design. Getting Started on the Book Layout
Abstract. The article describes in detail the step-by-step illustration and design process of the book, “Russian Fleet Stories” by A. D. Mityaev (the School Library series of the Children’s Literature (Detskaya Literatura) Publishing House) taking into account the main parameters set by the publisher. By perceiving the book as an integral spatial composition with harmonious proportions tantamount to a small-scale architectural form, the author puts forward his conceptualization of its graphic arrangement.
The article maps out the sequence of the book layout development, standard templates used to layout the key elements of the publication: foresketches of the cover, front page, page imposition. It further touches upon the questions of the ratio between the text page format and full-page illustration. Attention is paid to the tasks of collecting material for illustrations using information from paper and digital media sources, as well as to the study of an array of visual materials on the given topic and step-by-step execution of the aforementioned undertakings. The article is illustrated with layout templates for the principal components of the publication, presketches and illustrations consequently created on their basis.
The work method proposed by the author is recommended for teaching the basics of book graphics in art schools within the framework of higher and secondary education programmes. The topics reviewed by the author are also relevant for professional book artists and art historians.

Keywords:book graphics teaching, book illustration, illustration art, book art, book layout, book layout template, cover, front page, foresketch.
Сергей Гонков
Работа над иллюстрациями и оформлением книги А. Д. Митяева «Рассказы о русском флоте». Замысел оформления и начало работы над макетом книги
Аннотация. В статье детально раскрывается последовательность работы над иллюстрациями и оформлением книги «Рассказы о русском флоте» А. Д. Митяева (серия «Школьная библиотека» издательства «Детская литература») с учетом основных параметров, заданных издательством. Рассматривая книгу как подобное малой архитектурной форме цельное пространственное произведение с гармоничными пропорциями, автор представляет концепцию ее изобразительного решения. В статье описана последовательность разработки макета книги, типовых шаблонов под макет основных элементов издания: форэскизов переплета, титульного листа, полустраничного спуска; обсуждаются вопросы соотношения формата полосы набора и полосной иллюстрации. Уделяется внимание задачам сбора материала к иллюстрациям с использованием информации на бумажных и цифровых носителях; изучению массива изобразительных материалов на заданную тему; этапам ведения данной работы.
Статья проиллюстрирована шаблонами под макет основных элементов издания, форэскизами и выполненными на их основе иллюстрациями.
Предложенный автором метод ведения работы рекомендуется для преподавания основ книжной графики в художественных учебных заведениях по программам высшего и среднего образования. Рассмотренные автором темы также актуальны для профессиональных художников книги и искусствоведов.

Ключевые слова:преподавание книжной графики, книжная иллюстрация, искусство иллюстрации, искусство книги, макет книги, шаблон под макет книги, обложка, титульный лист, форэскиз.

Restoration Research

Научно-исследовательская реставрация


Natalia Veselova
Specificities of the Restoration of the Icon
“Savior with a Scroll in His Hands”
Abstract. The article discusses the specificities of the research on the restoration of the icon, “Savior with a Scroll in His Hands” by an unknown artist. The restoration of this painting is one of the many research projects carried out by students of the Sergey Andriaka Academy of Watercolor and Fine Arts within the framework of the course, “Restoration of Oil and Tempera Painting”, as well as preparation of their final qualifying works. The restoration of the icon, known for its severe state of disrepair, was undertaken by I. I. Skorobogatova, a sixth-year student of the Academy and was done so with the supervision of the author of this article. The article outlines the sequence of the restoration work and the difficulties encountered over the course of the restoration. Much attention is devoted to the restoration process carried out on the deformed base. The article mentions the replacement of the icon’s lost parts and the duplication of the icon onto a new base. Detailed is information on the artist’s composition; ground application in places of ground layer loss; toning in line with the original coloring and removal of surface dirt from the front and back sides. Finally, a brief overview of iconographic particularities and special icon painting techniques is given. It notes that many icons of the 19th – 20th centuries, which can be classified as examples of late icon painting, were restored by the students and teachers of the Academy (including those pieces representing analogous theme of the Lord Almighty). It is emphasised that such systematic work enables one to collect information on the late iconography needed to conduct scientific studies of Russian icon paintings of the 18th – 19th centuries.

Keywords:painting restoration, painted icon restoration, woven base restoration, woven base duplication, Russian iconography, late icon painting, Christ iconography.
Наталья Веселова
Особенности реставрации иконы
«Спаситель со свитком в руках»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности научно-исследовательской реставрации иконы «Спаситель со свитком в руках» работы неизвестного художника. Восстановление этого произведения живописи – один из многочисленных научно-исследовательских проектов, выполняемых студентами Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в рамках изучения дисциплины «Реставрация масляной и темперной живописи» и подготовки выпускных квалификационных работ. Реставрацию находившейся в аварийном состоянии иконы провела студентка 6-го курса Академии И. И. Скоробогатова под научным руководством автора данной статьи. В статье описывается последовательность проведения реставрационных работ; уделяется внимание описанию процессов реставрации деформированной основы, восполнения утрат ее частей, дублирования иконы на новую основу. Также дана информация по восстановлению авторской композиции, удалению поверхностных загрязнений с лицевой и оборотной сторон, подведению реставрационного грунта в местах утрат и выполнению тонировок в цвет авторской живописи. Описаны трудности, возникшие в ходе выполнения реставрационных работ. Даны краткие описания особенностей иконографии и техники живописи. В статье отмечается, что студентами и педагогами Академии отреставрировано много икон XIX–XX вв., которые можно отнести к поздней иконописи (в том числе на аналогичный сюжет, представляющий Господа Вседержителя). Подчеркивается, что такая систематическая работа позволяет собирать информацию по поздней иконе в целях проведения научных исследований русской иконописи XVIII–XIX столетий.

Ключевые слова:реставрация живописи, реставрация иконописи, реставрация тканой основы, дублирование тканой основы, русская икона, поздняя икона, иконография Христа.

Visual Teaching Aids

Sergey Andriaka
Watercolor Landscape: Grisaille as a Transitional Stage from Drawing to Color

Sharing the Artist’s Experience

Techniques for Working with Wood Base:
Preparatory Process
Interview withAdolf Ovchinnikov
Sergey Andriaka
Still Life: Arranging an Interior Composition
Viktoria Ivlieva
Mastering the Art of Enameling

Reviews

Lidia Chuplygina
“A Good Deal of Work Still Outstanding...”

Chronicle

Olga Martianova
Moscow School Olympiad
in Fine Arts

Наглядные учебно-методические пособия

Сергей Андрияка
Акварельный пейзаж: гризайль как переходный этап от рисунка к цвету

Из опыта художника

Технология работы на основах из дерева.
Подготовительный процесс
Беседа с Адольфом Овчинниковым
Сергей Андриякa
О постановке интерьерного натюрморта
Виктория Ивлиева
Опыт освоения техники эмали

Рецензии

Лидия Чуплыгина
«Работы непочатый край…»

Хроника

Ольга Мартьянова
Московская олимпиада школьников по изобразительному искусству